Начиная с сентября этого года власти Беларуси используют любой повод, чтобы показательно дистанцироваться от Киева. Если раньше президент страны Александр Лукашенко пытался использовать события в Украине как новую возможность создать себе и своей стране имидж этакого «миротворца», то за последние три месяца отношения с украинской властью похолодали по всем направлениям.
Так, например, на днях белорусские пограничники задержали троих украинцев, которые незаконно пересекли границу, отправившись в лес за ягодами. Одного задержанного освободили, зато еще двое находятся под стражей.
И даже поход за ягодами – лишь цветочки по сравнению с громким дипломатическим скандалом, который разворачивается в последние недели между Киевом и Минском. Еще в августе на территории Беларуси исчез 19-летний украинец Павел Гриб. Впоследствии выяснилось, что его разыскивала ФСБ России по подозрению в терроризме, и парень, очевидно, было просто похищен на территории Беларуси и доставлен в РФ. В сентябре в МИД Беларуси была направлена соответствующая нота с просьбой ускорить предоставление информации об обстоятельствах задержания Гриба, однако ответа нет до сих пор.
Учения, Крым, шпионаж
Еще более напряженной выглядит ситуация с задержанием украинского журналиста Павла Шаройко, которого сотрудники КГБ обвинили в создании шпионской сети на территории Беларуси. «25 октября 2017 года работниками КГБ при проведении агентурной акции на горячем задержали кадрового сотрудника Главного управления разведки Минобороны Украины Павла Шаройко. С учетом опыта его работы в качестве руководителя пресс-службы Главного управления разведки Минобороны для прикрытия ему была определена должность корреспондента Общественной национальной телерадиокомпании Украины», – рассказал на брифинге официальный представитель КГБ Беларуси Дмитрий Побяржин.
Белорусские правоохранители также сообщили, что Шаройко признал обвинения в свой адрес правдивыми. Еще и подтвердил, что координацию его разведывательной деятельности осуществлял сотрудник Главного управления разведки Минобороны Украины Игорь Скворцов, который действовал под прикрытием советника посольства Украины в Беларуси. Конечно, после таких обвинений Минск объявил Скворцова персоной нон грата.
Официальный Киев не мог не отреагировать: в вопросе с дипломатом решено было действовать зеркальными методами. В МИДе Украины не сообщили, кого именно из дипломатов высылают в Минск. В Беларуси такие действия назвали безосновательными и расценили как недружественный шаг.
Это очень интересная интерпретация событий со стороны официального Минска. Ведь дипломатическому скандалу, обвинениям в шпионаже и исчезновению украинцев на своей территории предшествовали как минимум два решения на высшем уровне, которые уж точно нельзя назвать дружескими со стороны Беларуси в отношении Украины.
В сентябре Вооруженные силы Беларуси вместе с армейскими подразделениями РФ приняли совместное участие в масштабных военных учениях «Запад-2017». В мероприятиях были задействованы около 12 тысяч военнослужащих, и несмотря на напряженную ситуацию на востоке Украины, такие действия в Киеве не могли не расценить как потенциальную угрозу. Так, секретарь СНБО Александр Турчинов предположил, что учения «Запад-2017» могут быть подготовкой к наступательной операции. В связи с этим Украина и Польша разработали план действий в случае внештатных ситуаций.
Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил, что совместные военные учения не имеют цели на кого-либо нападать. «Есть армия, есть общая группировка Беларуси и России на западном направлении. А если она существует (мы ни от кого это не скрывали), мы ее будем учить воевать. На всякий случай», – подчеркнул он.
Вторым отнюдь не дружественным шагом стала позиция Беларуси в голосовании в комитете ООН за резолюцию по ситуации с правами человека во временно аннексированом Крыму. В ней говорится о грубых нарушениях прав человека в Крыму и выдвигается требование к России по выполнению временных мер приказа Международного суда ООН об отмене запрета Меджлиса крымскотатарского народа и обеспечении обучения на украинском и крымскотатарском языках. Беларусь была среди стран, которые проголосовали против.
Друзья или партнеры?
Казалось бы, более красноречивых жестов, которые вряд ли можно воспринимать как добрососедские отношения, и не придумаешь. Впрочем, со стороны Украины до последнего на высшем государственном уровне оставалась надежда, что отношения с Беларусью удастся спасти.
Уже в период обострения отношений президенты двух государств Петр Порошенко и Александр Лукашенко провели совместную встречу «без галстуков» в ОАЭ. Отмечалось, что главы государств были удовлетворены итогами беседы. В пресс-службе украинского президента сообщили, что особенно были отмечены возобновление работы двусторонней демаркационной комиссии и усиление торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов двух стран. «Особое внимание было уделено координации позиций в рамках международных организаций. Стороны обменялись также мнениями по поводу подготовки к саммиту Восточного партнерства, который состоится 24 ноября в Брюсселе», – отметили в Администрации президента.
Впрочем, снова встретиться уже в Брюсселе президентам не суждено: в отличие от украинского коллеги, Александр Лукашенко не поехал на саммит Восточного партнерства. На мероприятиях Беларусь будет представлять министр иностранных дел Владимир Макей.
За дружественными тональностями со стороны Киева кроется настоящая дипломатическая война и явная угроза еще большего ухудшения ситуации в отношениях между двумя государствами. Очевидно, силы Кремля оказались настолько непреодолимыми, что власти Беларуси уже не могут оказать хоть какое-то сопротивление. Период «лавирования» между двух позиций меняется постепенным, но окончательным вхождением Беларуси в зону влияния России. Александр Лукашенко получил четкий сигнал от Кремля: хочешь сохранить власть в своей стране – действуй по нашему сценарию. В противном случае, Москва может существенно ухудшить положение бессменного с 1994 года президента Беларуси.
Для Украины такое изменение вектора Беларуси – повод задуматься и перестроить отношения с этим государством. Прежде всего речь идет о национальной безопасности: мы имеем общую границу с Беларусью вдоль пяти северных областей – Черниговской, Киевской, Житомирской, Ровненской и Волынской.
Опасная площадка
Ухудшение отношений с Беларусью – это очевидный повод пересмотреть Минск как возможную площадку для мирного урегулирования ситуации на Донбассе. Более того, не исключено, что именно такое поведение белорусских властей осуществляется не случайно, а по предварительным договоренностям с Кремлем.
Дело в том, что режим Владимира Путина ищет всех возможных путей изменить повестку дня по ситуации на Донбассе и аннексии Крыма. Москва, безусловно, хочет выйти на новый геополитический уровень переговоров, для которых площадка в Минске тесновата.
Вероятно, именно о таких вещах шла речь во время двусторонних переговоров между Порошенко и Лукашенко во время их последней встречи в ОАЭ. Официального решения о будущем минской переговорной площадки еще нет. Однако понятно, что в формате Трехсторонней контактной группы ожидаются существенные изменения. Всем понятно, что Минские соглашения не могут решить ни одной возложенной на них функции. Нет ни прекращения огня, ни отвода оружия, ни обмена пленными, ни даже призрачной возможности контроля над украинской-российской границей.
Косвенно об изменениях в повестке дня мы можем судить по нескольким факторам: ситуации с внутренними «перетасовками» сфер влияния в оккупированном Луганске, заявлениям главарей сепаратистов о готовности к обмену пленными, который должен состояться до Нового года.
Какая роль отведена Минску в ближайших геополитических намерениях Кремля, пока не совсем понятно. Ясно лишь одно: окончательно исчезли даже призрачные иллюзии на самостоятельную позицию Беларуси в отношениях с Украиной.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»