Разговоры о законодательном закреплении статуса оккупированных территорий Донбасса, официальном определении России как агрессора, а Украины – как обороняющейся стороны, ведутся давно и уже неоднократно становились предметом самых жарких споров. Более-менее четкие очертания тема получила в конце весны-в начале лета этого года: в Администрации президента заявили о разработке законопроекта о реинтеграции оккупированных территорий, который якобы включает все поднятые выше темы. Якобы – потому что текст документа украинцы еще не видели. Отметим, что «Слово и Дело» даже зафиксировало невыполненное обещание депутата от «Народного фронта» Александра Дроздика, который еще в марте говорил, что документ вот-вот будет зарегистрирован в парламенте. Но все оказалось намного сложнее.
По инсайдерской информации журналистов и приближенных к главе государства экспертов, данный законопроект позволит Киеву более активно вести боевые действия на Донбассе с позиции страны, которая обороняется, при этом не объявляя военное положение. Последнее, как отмечают специалисты, нужно для того, чтобы сохранить сотрудничество с Международным валютным фондом.
Как мы уже говорили, законопроект разрабатывается, что называется, за закрытыми дверями. Шансы ознакомиться с его текстом были в июле, но 10 числа Совет нацбезопасности и обороны принял решение отложить его рассмотрение «в связи со стратегической важностью». Кстати, некоторые нардепы от пропрезидентской партии были настолько уверены, что парламент примет этот законопроект еще в предыдущей сессии, что даже обещали не идти на каникулы, пока этого не произойдет (секретарь комитета по вопросам нацбезопасности Иван Винник, например). Но тогда президенту (посредством СНБО) пришлось признать, что документ еще необходимо согласовать с «западными партнерами». Проще говоря, перед тем, как его увидит Рада, там, скорее всего, будут учтены поправки Вашингтона (в первую очередь) и, вероятно, других влиятельных игроков. В этом плане показателен появившийся недавно слух о вероятности предоставления Украине летального оружия США. Украинские и западные обозреватели убеждены, что это лишь вопрос времени. Недаром ведь НАТО в последнее время начало так отчетливо подчеркивать свое сближение с Киевом: тут тебе и международные военные учения, и финансирование учебных полигонов, и, в конце концов, совместное участие в военном параде ко Дню Независимости, посмотреть на который лично приехали министры обороны нескольких стран-членов Альянса, в том числе глава Пентагона Джеймс Мэттис.
О том, что из этого следует – более ожесточенная фаза военного конфликта, который украинская власть может таким образом спровоцировать, реальный прессинг на РФ и, как следствие, постепенное ослабление ее влияния на Донбассе или же интеграция в состав страны «Л/ДНР» – единого мнения нет. Собственно, его и не может быть, ведь пока украинцы теряются в догадках о том, что же президент намерен явить обществу в ближайшие дни (по словам Ирины Луценко, документ готов на 99%). В зависимости от содержания законопроекта его готовы поддержать или «запороть» депутаты от разных политических сил и объединений. Абсолютно точно пока можно сказать лишь одно: то, что документ такой важности столько времени не выносится на общественное обсуждение, настораживает. А ведь глава фракции БПП Артур Герасимов в конце июня обещал, что проект закона о реинтеграции Донбасса сначала будет показан общественности, а уже потом – передан на рассмотрение народным депутатам. Но пока этого не произошло. И, судя по настроениям в парламенте, народные избранники тоже еще не знают, к чему готовиться.
Например, фракция «Самопомичи» в лице Олега Березюка выступает за то, чтобы в данном законопроекте были указаны дата начала войны на Донбассе и обозначение оккупированных территорий. Нардеп Евгений Балицкий озвучил позицию «Оппоблока»: мол, фракция поддержит документ, если он будет предусматривать альтернативный механизм поставок с оккупированной территории угля. В то же время Мустафа Найем говорит, что готов проголосовать за законопроект, предусматривающий запрет торговли с временно оккупированными территориями. Это, правда, отдельный документ, который уже давно обрабатывается в комитетах, мы его привели для понимания позиции нардепа-еврооптимиста. О том, что «еврооптимисты в целом не против поддержать предложения главы государства, говорит и позиция Светланы Залищук.
А внефракционный Виталий Куприй вообще пригрозил акциями протеста, если Украине будут тем или иным образом навязываться непризнанные республики Донбасса, что, по его мнению, и предусматривает президентский законопроект. Также против данного законопроекта выступает бывший губернатор Донецкой области, а ныне также внефракционный депутат Сергей Тарута.
Стоит отметить, что в парламенте зарегистрированы сразу несколько проектов законов, предусматривающих реинтеграцию оккупированных территорий, и президентский будет лишь очередным из них. Это вносит некоторую путаницу, хотя на самом деле на данный момент шансы на принятие у всех них очень низкие. Например, совершенно бесперспективным выглядит проект «Самопомичи». О категорическом нежелании его поддерживать уже заявили в «Народном фронте» (это обещание Антона Геращенко, данное еще в марте). В то же время НФ готов голосовать за то, что предложит Петр Порошенко, – об этом в начале лета говорит депутат Вадим Кривенко.
В общем, перед началом нового политического сезона имеем мозаику разрозненных мнений, и пока спрогнозировать можно только одно: когда президент наконец представит обещанный законопроект о реинтеграции Донбасса, он вызовет бурные дискуссии. Ведь еще даже не будучи обнародованным, он уже претендует на звание одного из самых скандальных документов, которые рассматривала эта Верховная Рада. Памятуя, как украинцы отреагировали на принятие в первом чтении изменений в Конституцию по децентрализации в августе 2015 года, сложно представить, что он не будет использован для расшатывания ситуации в стране. Хотя, конечно, в этом очень хотелось бы ошибиться.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»