Антикоррупционный суд в Украине: к каким уловкам прибегает власть и что тормозит процесс

Читати українською
Борис Малышевэксперт по правовым вопросам

За год создать Антикоррупционный суд возможно, но для этого нужна политическая воля со стороны парламентской коалиции и президента. Главная дискуссия будет происходить вокруг того, каким образом избирать судей.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по правовым вопросам Борис Малышев, оценивая заявление директора Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артема Сытника о том, что Антикоррупционный суд в Украине можно создать до лета 2018 года.

Политический фактор

«Еще в 2016 году, когда был принят закон «О судоустройстве и статусе судей», отмечалось, что Антикоррупционный суд находится в структуре судебной власти, но в переходных положениях закона указано: порядок отбора судей должен определяться законом. С тех пор – закон не принят», - настоял специалист.

По его мнению, политической воли для создания Антикоррупционного суда у парламентского большинства и президента пока нет.

«Без закона это сделать невозможно. Если взять закон «О судоустройстве и статусе судей», то ничто не мешало не делать в переходных положениях отсылки к будущему закону об отборе судей, а уже в том законе урегулировать данный вопрос», - констатировал Малышев.

Эксперт предполагает, что такой маневр был сделан в расчете на то, чтобы затянуть время.

«Это еще одно подтверждение того, что политической воли для создания Антикоррупционного суда нет», - заявил он.

Спецсуд за год: когда и как нужно внедрять новый орган

По его словам, дедлайн в год – приемлем, но нужно пройти несколько этапов, в частности, принять новый закон и внести изменения в существующие законы.

Сложный отбор – итоги конкурса в Верховный суд: а судьи кто?Эксперт центра политико-правовых реформ рассказала, кто в результате конкурса прошел в Верховный суд и почему отбором недовольны в США.

Специалист отметил, что нерешенным остается один из ключевых вопросов - какая инстанция будет рассматривать кассации на решение этого суда?

«Скорее всего, это будет Верховный суд. Однако здесь снова вопрос: зачем создавать отдельный Антикоррупционный суд, набирая судей в него по более жесткой и прозрачной процедуре, чтобы потом решение этого суда рассматривалось Верховным судом, который был набран по старой процедуре», - анализирует Малышев.

«Логичным было бы создание сразу двух судебных органов - Высший Антикоррупционный суд, рассматривающий дела по первой инстанции, расследуемые НАБУ. А обжаловать решения этого суда можно было бы в специальной палате Верховного суда, которой пока нет даже в законе. Оставлять же все как есть - создаем Антикоррупционный суд, а обжалование его решений будет в Верховном – алогично», - объясняет эксперт.

Он подчеркнул, что для палаты должна действовать такая же процедура, как для Антикоррупционного суда.

«Это первый этап. Второй - организационные моменты, техническое и материальное обеспечение. Третий аспект, на который указывает международное сообщество, - гарантии независимости этих двух органов должны быть повышенными. Соответственно и зарплата, и социальные гарантии. Это влечет дополнительные расходы из госбюджета», - отметил специалист.

По его мнению, теоретически эти три этапа можно пройти за год.

Манипуляции и споры власти

«Самый большой спор будет по одному вопросу – каким образом отбирать судей, потому что позиция гражданского общества не совпадает с позицией власти. Общество настаивает на том, что этим должна заниматься специальная комиссия из представителей президента, ВР, рекомендованных международными партнерами из ЕС, США и Совета Европы. Они будут осуществлять отбор. А органы власти, Высшая квалификационная комиссия судей должны обеспечивать организационно этот процесс», - говорит он.

По его словам, формирование конечного рейтинга кандидатов в судьи нового суда должно осуществляться не ВККС.

«Власть хочет сделать процедуру приближенной к тому, что есть сейчас. Но зачем тогда было писать в законе, что будет отдельный закон о наборе судей в Высший Антикоррупционный суд. Зачем создавать отдельный закон, проводить набор по процедуре, которая уже есть? Это откровенная уловка со стороны власти для того, чтобы затянуть процесс», - проанализировал Борис Малышев.

Ранее президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что ЕС согласился на создание в Украине антикоррупционной палаты вместо отдельного суда.

В прошлом году министр юстиции Павел Петренко заявил, что в Украине планируют создать Высший антикоррупционный суд.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: