Е-браслетирование: хватит ли на всех?

Читати українською
Олег Новиковжурналист, Слово и Дело

Довольно распространенной мерой пресечения в последнее время является ношение подозреваемым электронного браслета. Даже если суд изберет меру пресечения в виде содержания под стражей, альтернативой ему будет внесение залога. В случае внесения определенной суммы на подозреваемого возлагаются обязательства в виде ношения электронного браслета, невыезда за пределы места жительства или прописки, сдачи паспортов и т. д.

Электронный браслет или, как его еще могут называть, средство электронного контроля – штука достаточно интересная. И, возможно, новая для украинцев. Целью использования этого предмета является контроль за подозреваемым и его передвижениями, дабы пресечь возможность сокрытия от следствия, нарушения им обязательств в виде выезда или побега за границу. В СМИ встречались случаи утери подозреваемыми е-браслетов, их взлома, а еще бывало, что у местных правоохранителей просто не хватало электронных браслетов для всех подозреваемых. Как выяснилось, количество таких браслетов в Украине достаточно мало, особенно учитывая волну задержаний чиновников и других личностей новыми антикоррупционными органами.

Журналист Слова и Дела Олег Новиков рассказал о проблеме с электронными браслетами, которых в Украине оказалось очень немного.
Первый запрос

На первый мой запрос в Национальной полиции (именно она занимается вопросами е-браслетирования, фото 1) ответили, что точное количество электронных браслетов скрыто под грифом секретности. Якобы это «служебная информация». Однако в структуре признали дефицит данного средства электронного контроля, которое закупали последний раз в далеком 2012 году. По информации правоохранителей, это связано с тем, что основной поставщик е-браслетов, израильская фирма ЗМ, приостановила их выпуск в пользу новой модели. Нацполиция продолжает попытки контакта с фирмой, но пока результата нет. В то же время правоохранители уже испытали средства электронного контроля других фирм – израильской SuperCom и швейцарской Geosatis Technology. Рассматривается вопрос о целесообразности их внедрения. Браслеты Geosatis Technology могут быть рекомендованы для использования, а вот к оборудование SuperCom есть ряд замечаний.

Вернемся к основной проблеме – количеству браслетов. Благодаря депутатскому запросу Егора Соболева удалось узнать, что на балансе Нацполиции находятся 474 штуки средств электронного контроля, из которых 283 – в неисправном состоянии, 13 – утеряны подозреваемыми, а 6 – изъяты как вещественные доказательства. Таким образом, на всю Украину имеется всего 172 браслета, готовых к использованию. Только за последние год-два мы услышали о минимум нескольких десятках решений судов об использовании е-браслетов как меры пресечения или обязательства их носить при уплате залога. Например, СМИ сообщали, что отстраненного главу ГФС Романа Насирова не выпускали из СИЗО после уплаты залога в 100 миллионов гривен, так как для него тогда не нашлось свободного браслета. В прессе писали, что оборудование привезли аж из Закарпатской области. Однако эту информации опроверг глава НП Сергей Князев, не уточнив, были ли проблемы с поиском браслета.

Журналист Слова и Дела Олег Новиков рассказал о проблеме с электронными браслетами, которых в Украине оказалось очень немного.
Запрос нардепа Соболева

По информации из правоохранительных органов, ситуации с отсутствием свободного электронного браслета происходят постоянно. Источники сообщают, что это привычное дело: не хватает из-за того, что их носят другие подозреваемые. В некоторых районах браслеты вообще отсутствуют и для их применения необходимо ездить в областные центры или другие регионы. Также, как сообщил собеседник, бывали случаи снятия электронного браслета с одного подозреваемого и применения его к другому до истечения срока меры пресечения, но с разрешения суда. Официального подтверждения таких случаев из Нацполиции получить не удалось: там их опровергают. Однако источники утверждают, что подобная ситуация была в деле убийства Олеся Бузины с подозреваемым Андреем Медведько, когда суд своим решением постановил снять браслет и он был применен к «другой личности».

Журналист Слова и Дела Олег Новиков рассказал о проблеме с электронными браслетами, которых в Украине оказалось очень немного.
Второй запрос по количеству браслетов

В то же время мне удалось узнать точное число примененных е-браслетов. По состоянию на 22 июня 2017 года 112 средства электронного контроля были применены по решению судов. Об этом проинформировал временно исполняющий обязанности начальника департамента управления имуществом Нацполиции Иван Рева. Из расчета всего 172 исправных браслетов на всю Украину получается, что свободны лишь 60 штук. В Нацполиции подтвердили, что были случаи отсутствия свободных е-браслетов, о чем были проинформированы суды и органы прокуратуры. Сколько было на самом деле таких случаев, узнать не удалось.

Журналист Слова и Дела Олег Новиков рассказал о проблеме с электронными браслетами, которых в Украине оказалось очень немного.
Запрос по случаям отсутствия свободных браслетов

Таким образом, можем смело утверждать, что случаи отсутствия электронных средств контроля встречаются довольно часто. Это подтверждают и наши источники, и полиция. Учитывая, что по состоянию на 22 июня свободными в Украине были 60 браслетов, после новых задержаний Национального антикоррупционного бюро, Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов их число значительно уменьшилось. К примеру, недавно суд обязал носить е-браслеты двух народных депутатов-фигурантов «янтарного дела» – Борислава Розенблата и Максима Полякова. Первый уже стал «счастливым» обладателем девайса, а вот адвокаты второго отказываются от такой меры пресечения, считая решение суда «неконституционным». Успеет ли Нацполиция закупить новые средства электронного контроля до того, как они закончатся? Будем внимательно следить за этим, особенно за процедурой закупки.

Олег Новиков, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: