В зоне турбулентности: как правительство планирует «продавать воздух» и нужно ли отдавать аэропорты в частные руки

Читати українською
Богдан Долинцеэксперт авиационной отрасли

В европейской практике довольно часто авиационные группы объединяются в структуры и развивают их.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт авиационной отрасли Богдан Долинце, оценивая информацию о том, что правительство одобрило предложение передать в концессию два аэропорта – «Борисполь» и «Львов».

«В Норвегии есть управляющий аэропортами холдинг, который находится под контролем частично государства, частично – инвесторов. В Турции и Грузии есть холдинги, которые выкупили систему аэропортов. Здесь есть как риски, так и преимущества», – констатировал Долинце.

По его мнению, важно то, что государство не считается единственным собственником, а независимые компании привлечены к управлению.

«Однако есть пример и опыт Грузии. Там передали управляющему холдингу аэропорты. Холдинг их забрал, провел реставрацию, доработку, а потом в какой-то момент поднял все цены на инфраструктуру. Потому что, по сути, государство было в стороне, и холдинг стал монополистом», – рассказал специалист.

По его словам, тогда в стране возникла серьезная проблема, которая свелась к тому, что нужен был новый аэропорт.

Летать доступно: авиакомпании-лоукостеры на рынке Украины«Слово и Дело» исследовало рынок лоукост-компаний на авиационном рынке Украины и показало, какие лоукостеры уже летают из украинских аэропортов.

«Пришлось построить новый аэропорт в Батуми. При том, что были определенные ограничения, а на строительство ушло около шести лет. Все это время холдинговая компания получала прибыль, хотя государство также получало процент. Это уже регулируется договором», – отметил эксперт.

Он также напомнил, что в Украине в начале 2016 года была принята программа развития аэропортов.

«Согласно программе, предлагается разделить отдельно терминалы и взлетные полосы. Так, взлетные полосы оставить государству, а терминалы – предприятию», – сообщил Долинце.

Он добавил, что в мировой практике такого нет.

«Сложность в следующем. Когда зайдет инвестор, может возникнуть большой риск. Если государство не будет ремонтировать полосу и тратить деньги, то можно вложить сколько угодно в терминал, развить его, но самолеты никто принимать не будет. С другой стороны, частный инвестор может вложить в полосы свои средства, поскольку государство денег не выделяет. Хотите взлететь – вложитесь туда. Но прибыль с полосы все равно будет идти государству, а не компании, которая вложила в реконструкцию. Это тонкая грань и механизма, который работает, пока нет. Если Украина пойдет по примеру мировой практике, то это будет положительным шагом. Если же воспользуется непонятными механизмами, то такой вариант несет риски для инвесторов, страны и населения», – проанализировал ситуацию Богдан Долинце.

Подробно об авиарынке и дешевых авиаперевозках «Слово и Дело» рассказало в материале «Летать доступно. Авиакомпании-лоукостеры на рынке Украины».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: