Преимущества покупки авто с пробегом в ЕС понятны: качественные европейские дороги и горючее, соблюдение норм техосмотра и относительно небольшие деньги за машину. Поэтому украинцы все чаще задумываются о приобретении подержанного авто из Европы.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Подержанные автомобили из Европы. Кто на ком на самом деле зарабатывает?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«Еще одна причина активизации этой темы лежит в экономической и политической плоскости. Украинцам надоело ждать времен, когда отечественный автопром, наконец, предложит качественный и доступный продукт, конкурентный иностранным брендам производителей автомобилей. Но пока украинцы получили лишь имитацию упрощения процедуры и доступности бывших в употреблении авто из Европы», - констатировал Радчук.
По словам эксперта, с 2015 года особое распространение получила схема покупки б/у авто на иностранных номерах, которые могут без растаможки находиться в Украине легально.
«Схема работает так: украинцы покупают авто у посредников, которые оформляют их на юридических лиц в европейской стране (особенно популярны тут Литва и Польша), после чего автовладелец может до года пользоваться авто на иностранных номерах», - объясняет он.
Однако политолог уточнил, что такой способ скрывает в себе ряд рисков, крупнейшими среди которых являются уплата штрафов и конфискация авто.
«В ответ автовладельцы начали диктовать свои требования: упрощение процедуры и уменьшение количества налогов за растаможивание авто. Противостояние с государством только начинает набирать обороты», - отметил специалист.
«Часть украинцев поддерживают требования пикетчиков уменьшить количество налогов в бюджет для растаможивания б/у авто из Европы. Другие возмущаются, ведь оплатили все пошлины и налоги по действующему законодательству, чтобы легально пользоваться своим транспортным средством», - говорит эксперт.
По его словам, в прошлом году проблему пытались решить правовым способом.
«Государство снизило ставку акцизного сбора на подержанные авто до 31 декабря 2018 года, однако с рядом условий. Главное из них заключается в том, что украинцам можно пригнать «со скидкой» только авто экологического стандарта «Евро-5», а большинство таких авто начинали производить с 2010 года. Поэтому уже на этапе выбора подержанного авто их стоимость недоступна для большинства украинцев. За год было растаможено всего чуть более 11 тысяч таких автомобилей», - рассказывает Радчук.
На этом фоне схема покупки и использования авто на иностранных номерах куда привлекательнее для украинцев.
«Схема позволяет покупать машины более старые и не менее качественные, которые в Европе могут стоить от 3 до 7 тысяч евро. Учитывая, что услуга покупки бывших в употреблении авто в среднем стоит 1000 евро, даже за незначительные сбережения рядовой украинец может позволить купить себе приличную иномарку», - объясняет специалист.
Как сообщил Радчук, 25 мая в Раду внесен законопроект, который предлагает облагать нерастаможенные машины налогом по ставке 2 евро в день, предусматрев норму о снижении платы в зависимости от количества времени пребывания авто на территории Украины.
«Логика такова: чем дольше авто транзитом находится в Украине, тем меньше владелец платит налогов в бюджет. «Абонемент» на год будет стоить 342 евро (около 9,5 тысяч гривен). С таким нововведением владельцы авто с иностранной регистрацией не согласны и обещают продолжать акции протеста. В свою очередь, глава государства не стал медлить и заявил о намерении ликвидировать схемы ввоза автомобилей на иностранной регистрации», - анализирует эксперт.
По его убеждению, правы обе стороны. Государство должно получить налоги за нерастаможенные авто, считает он. Кроме прочего, это будет справедливо в отношении граждан, которые приобрели свои транспортные средства, заплатив все налоги.
«Позиция владельцев авто с иностранной регистрацией также понятна. Большинство из них используют такие схемы покупки авто не от хорошей жизни. В Молдове правительство еще в середине 2000-ых пошло на уступки своим гражданам и существенно уменьшило стоимость растаможивания б/у авто из Европы несмотря на то, что своего автопрома у них нет», - резюмировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Подержанные автомобили из Европы. Кто на ком на самом деле зарабатывает?»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»