В начале марта Международный суд в Гааге начал рассмотрение иска Украины против России относительно поддержки ею финансирования терроризма в Донбассе и расовой дискриминации в Крыму. Эксперты признают: подобный юридический путь отстаивания национальных интересов в международных судах – необходимый шаг. Впрочем, добиться каких-либо ощутимых последствий для Кремля будет крайне трудно.
Подобные суды могут помочь Украине получить дополнительный аргумент для усиления экономических санкций в отношении России. Еще один важный аспект – приговор суда в пользу Украины, безусловно, может стать и неформальным основанием для пересмотра мирного урегулирования на Донбассе в «нормандском формате». Фактически, это еще один вариант выхода из тупика Минских соглашений. Хотя выглядит подобный сценарий крайне обнадеживающе.
Стоит также напомнить, что это не единственный иск, который уже подан или готовится украинской стороной в международные судебные инстанции относительно установления умышленных действий российского руководства в отношении суверенитета Украины. Так, уже направлены 5 исков в Европейский суд по правам человека относительно соответствующих нарушений в Крыму, запрета Меджлиса и захватнических действий по оккупации Донбасса. Еще один иск Украина готовит в Международный уголовный суд. В нем говорится о привлечении к уголовной ответственности высшего руководства России (во главе с президентом Владимиром Путиным) в результате преступных действий, повлекших смерти значительного количества украинских граждан. Впрочем, в РФ уже предупредили, что не будут признавать решения данного суда на основании того, что Россия не ратифицировала нормы Римского статута, по которому и работает Международный уголовный суд.
Рассмотрение судом в Гааге дела Украины против России может стать очень важным прецедентом в международной юриспруденции. Во-первых, это первая реальная попытка украинской стороны установить справедливость в рамках международного судебного иска, поданного против Кремля. Во-вторых, впервые в истории Международный суд ООН в Гааге будет рассматривать дело относительно обвинения одного государства в поддержке терроризма другой.
О чем говорят в Гааге?
Иск, который Украина подала в Международный суд ООН против Российской Федерации, касается нарушения ею норм двух международных документов – Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Главная цель – доказать вину и привлечь Россию к ответственности за незаконную деятельность.
Ближайшая цель, которую преследует украинская сторона, – донести до суда факты нарушений Россией норм международных конвенций и в сжатые сроки достичь принятия судом ходатайства о введении временных мер в отношении РФ. Какими они будут, должен определить суд. Как правило, временные меры – это целый комплекс предупредительных мер, которыми суд заставляет стороны воздержаться от действий, которые могут допустить ухудшения ситуации в споре.
Временные меры, по мнению украинской стороны, должны быть введены из-за того, что «условия нестабильны и могут быстро измениться; во-вторых, есть уязвимое население, которое нуждается в защите, – это гражданское население Украины; в-третьих, потому что идет напряжение из-за продолжения конфликта; в-четвертых, продолжаются атаки, приводящие к смертям, ранениям и перемещению местного населения».
«Мы требуем, согласно конвенции, которая касается запрета финансирования терроризма, прекратить полностью обеспечение террористов (на Донбассе) оружием, амуницией, техникой и оборудованием, прекратить их финансирование», – подчеркнула пресс-секретарь украинского МИД Марьяна Беца. Еще одно требование в рамках конвенции о запрете расовой дискриминации – возобновить работу Меджлиса в Крыму.
Позиции сторон
В своем иске Украина на основе предоставленных фактов подробно объясняет, почему Россия действительно поддерживает террористическую деятельность на Донбассе. На рассмотрение суда переданы официальные документы, ноты протеста украинской стороны, другие доказательства о том, что РФ предоставляет вооружение и различные виды помощи незаконным вооруженным формированиям «ЛНР» и «ДНР», совершившим ряд преступлений на территории Украины, среди которых сбитый гражданский «Боинг» MH17, убийство людей в автобусе из «Градов» под Волновахой, массированные обстрелы жилых районов Мариуполя и Краматорска, а также теракт в Харькове во время мирного шествия проукраинских активистов.
Российская сторона настаивает, что для введения временных мер нет никаких оснований. К тому же, РФ опровергла все обвинения в свой адрес. Конечно, Москва не признала своего участия в поставках оружия террористам, отметив, что местное население Донбасса находило и откапывало танки с пушками в угольных шахтах.
Кроме фейковых опровержений, за основу которых Кремлем были взяты пропагандистские сообщения российских СМИ, Россия пыталась во что бы то ни стало обвинить украинскую сторону в манипуляции фактами и политизировать судебный процесс. Для этого была выбрана тактика контробвинения в том, что следствием событий на Донбассе стал «кровавый захват власти в результате переворота», который, по версии Кремля, привел к «гражданской войне».
Интересно, что в своем иске против России Украина не упоминала такие понятия, как «агрессия» и «аннексия», в отношении своих территорий. По мнению украинских дипломатов, подобная тактика будет способствовать тому, что процесс не будет политизирован, а поможет быстрее достичь результатов в виде удовлетворения ходатайства о временных мерах. «Мы сознательно не ставим перед судом вопрос оккупации украинской территории, территориальной принадлежности Крыма, наличия или отсутствия российских войск на Донбассе. Мы говорим о споре как об исключительно юридическом деле, в котором мы ищем правовую защиту для граждан Украины», – сообщила глава украинской делегации в МС ООН, заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль.
Последствия для Кремля
Российская сторона уже успела заверить, что намерена признать решение Международного суда ООН по иску Украины на основании того, что уже является участником судебного процесса.
Впрочем, ни в быстрых сроках судебных приговоров, ни в их ощутимых последствиях для Кремля уверенности нет. Прежде всего потому, что сам процесс может затянуться на годы, и о готовности к такому сценарию уже предупреждали в Министерстве юстиции.
Кроме того, юридических механизмов заставить Россию выполнять решения международного суда ООН нет – для этого нужно менять саму архитектуру функционирования Организации объединенных наций. Ведь Россия является одним из 5 постоянных стран-членов Совбеза ООН. А по определению, обязанность каждого из этих государств – нести мир и безопасность по всему миру.
То есть, решение Международного суда ООН в Гааге будет иметь чисто формальные последствия для России. И даже если впоследствии трибунал докажет причастность высшего руководства России к совершению военных преступлений на территории Украины, гипотетически суд может привлечь президента РФ Владимира Путина к ответственности, впрочем, выполнить это решение будет невозможно, пока в России не признают международные нормы Римского статута.
Так или иначе, суд в Гааге – это едва ли не единственная успешная попытка украинской стороны официально давить на Россию и ее руководство, приобретая дополнительные основания для продления экономических санкций и международной изоляции государства-агрессора. Еще один аспект – решением суда Россию могут заставить на официальном уровне компенсировать нанесенные убытки. А вот если этого не будет сделано, чтобы взыскать компенсацию, могут даже арестовать все имущество РФ за границей, включая посольства.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»