Украина – это Европа? Колонка Максима Кречетова

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

Писать нелестную правду о Родине – непатриотично, тем более во время войны? Но если Родина больна и именно поэтому стали возможны агрессия, тотальное разворовывание и разруха, то молчать об этом нельзя. Мы ждём, что кто-то решит все наши проблемы – некие месии в пупырышках, с косами или с кудряшками, добрая заграница, заботливое наше государство. В общем, кто угодно, но не мы сами. И в большинстве своём не осознаём, что наш главный враг – наше совковое жлобство, а не Путин. Не много патриотизма в том, чтобы на свежевыкрашенном заборе нарисовать баллончиком с краской (или выцарапать на стенах подъезда или лифта) заклинание «птн пнх». Российскую агрессию это не остановит, а масштабы жлобства и разрухи точно увеличит.

Ведь не Путин гадит в наших подъездах, не государство должно поднимать за нами брошенные мимо урны окурки или вытирать с тротуаров бесконечные плевки (харкать под ноги себе и другим – одна из наиболее омерзительных отличительных черт наших людей). Ну и самое любимое наше занятие – бесконечные срачи, которые благодаря соцсетям превратились национальную забаву национального же масштаба. Кто от этого выигрывает? Да тот же Путин, который делает всё, чтобы мы максимально рассорились и не состоялись как нация.

Дым Отчизны

Чтобы оценить все «прелести» наших ментальных особенностей, нужно на некоторое время окунуться в совершенно иную среду. Желательно, конечно, знать язык той среды. Я вот, например, на новогодние каникулы традиционно съездил на 2 недели в Стамбул (а перед тем ещё и совершил экспресс-тур в турецкий городок Денизли, рядом с которым находится знаменитая достопримечательность Памуккале и античный город Иераполис). Турецкий я знаю неплохо, традиции и культуру страны в целом тоже. И я с удовольствием растворился в приятном – вежливом и доброжелательном – общении с местными. На меня не смотрели на рецепции отеля так, как будто я лично им что-то должен и уже долго не отдаю (именно это написано во взгляде почти всех наших работников сферы обслуживания, в том числе гостиничных дам). Притом я снимал номер в гостинице всего лишь за 10 долларов в сутки и там КАЖДЫЙ ДЕНЬ меняли не только постельное бельё и полотенца, но даже и белые отельные тапочки. Хозяин квартиры, которую я потом 16 дней снимал в Стамбуле, ни разу не приходил с инспекцией, а лишь однажды по моей просьбе прислал уборщицу примерно на экваторе моего срока пребывания там. При выезде он не приехал «за ключами», то есть проверять квартиру в моём присутствии, а попросил просто оставить ключи на столе и захлопнуть дверь. На следующий день на сайте бронирования жилья появился его позитивный отзыв обо мне как о госте. Вы многих таких квартирных хозяев в Украине знаете?

Квадрокоптер и Украина. Колонка Романа СкрыпинаЖурналист Роман Скрыпин в своей колонке для «Слова и Дела» описал свое видение того, почему Украина до сих пор непривлекательна для иностранцев.

А теперь процитирую свой собственный пост в Facebook по поводу впечатлений о возвращении на Родину: «Украина встретила меня ещё в Стамбуле, на борту самолёта Стамбул-Харьков. Некая дама удобно разместилась на моём месте у окна. Я по-турецки вежливо сообщил ей об этом. Она молча вылупилась на меня, а муж её сказал что «эта обезьяна» хочет прогнать её с насиженного места. Она тоже сказала что-то типа «как же вы достали», охая и кряхтя встала и пропустила меня. После чего открыла столик и поставила на него сумку. По доброте душевной я сказал ей, что стюардессы будут сейчас требовать закрыть столик и положить сумку наверх. Она на секунду офигела (типа «так он не турок!»), после чего «любезно» гавкнула: «сама разберусь, а ты в окно смотри!». И ведь самое ужасное: ничего удивительного в её поведении нет... как для Украины».

Вернувшийся из Турции журналист Максим Кречетов рассуждает о разнице между украинским и турецким менталитетами, о том, почему украинцы не научились уважению и доброжелательности, и том, как это в конечном итоге влияет на судьбу нашей страны.

Добавлю лишь, что прилетев из Харькова в аэропорт «Борисполь» мы были «тепло» встречены сотрудницей с выражением лица злой няни мисс Эндрю из детского фильма про Мэри Поппинс. Я и другие пассажиры обратили внимание на то, что возле багажной ленты валяется чей-то чемодан. Сообщили об этом откровенно ненавидящей пассажиров сотруднице аэропорта. Сначала она махнула рукой и выдала две из самых употребимых фраз наших клерков: «а вам какое дело?» и «причём тут я – меня это вообще не касается». Когда ко мне присоединились и другие возмущённые граждане, она рявкнула: «ну во-первых он не валяется, а лежит, понятно?!». Я не поленился сфотографировать и хочу теперь спросить у руководства аэропорта и министерства инфраструктуры: где пройти курсы, чтобы отличать валяющийся багаж от просто лежащего и насколько вообще нормально такое обращение с нашими вещами?

Социопатические сети

«Слово, моя ти єдиная зброє», – написала более 100 лет назад Леся Украинка. У нас этим оружием пользуются очень умело и активно. Дегероизация, компрометация любого человека, компании, идеи происходит со скоростью публикации поста в соцсети и его комментирования. Часто подобные кампании начинают профессиональные блоггеры и очень часто не бесплатно, но также нередко срач от всего сердца начинают так называемые ЛОМы (лидеры общественного мнения). Все, кто читает эти строки, наверняка следят за соцсетями и без запинки перечислят последние (по хронологии) волны ненависти: по поводу театра на Подоле, Кличко и снега, запрета на трансляцию русского канала «Дождь», заявлений Трампа, стрельбы Пашинского, выступления Мерил Стрип, «правильной» даты Рождества, киевского смога и много чего ещё. Из того, что поразило меня лично: хвастовство детской писательницы (!) Ларисы Ницой тем, что она швырнула деньги в лицо кассирше, которая не отвечала ей по-украински (в этой истории обе хороши и обе они – истинные постсоветские украинки, только не осознают своей зеркальной похожести). Те же соцсети и подключившиеся к ним СМИ «съели» Надежду Савченко (есть за что, безусловно, но «съевшие» Савченко ресурсы сами же её и «породили», наделив её ореолом героини – что полностью соответствовало чьим-то планам). В итоге на сегодня нет, пожалуй, ни одного из живущих ныне комбатов или видных волонтёров, которых бы не дискредитировали. Не тронули, слава Богу, практически святую Лесю Литвинову, которая почти уже 3 года невероятно много помогает переселенцам и с которой я даже имею честь дружить.

Ругань в транспорте, в общественных местах, в очередях, просто на улице и тем более в соцсетях – это наша нормальная реальность. Обыденность. Которая шокирует, когда от неё отвыкаешь и потом снова возвращаешься. От неустроенности и массы собственных проблем мы озлобляемся и на ближних срываемся за свою несостоявшуюся жизнь. Оскорбив кого-то – самоутверждаемся. Официанты, операторы колл-центров, комплексуя по поводу своей работы, в качестве защитной психологической реакции надевают невероятной величины короны и ненавидят клиентов за то, что выступают перед ними в роли обслуживающего персонала. Это исключительно совковый комплекс неполноценности. В Турции не то, что обычный официант или клерк, но даже директор или владелец магазина с искренней улыбкой и безо всяких комплексов уделит вам время и обслужит в лучшем виде. Даже если вы в результате ничего не купите, то со всё той же искренней улыбкой вам предложат чай ну или проводят до выхода. И они горды собой – тем, что качественно делают свою работу: продавца, курьера, консультанта, разносчика чая или симитов (вкуснейшие бублики с кунжутом). Я долго размышлял – почему такое колоссальное различие между нами и теми же турками? Пришёл к выводу: у турок нет комплекса неполноценности потому, что они никогда, в отличие от нас, не были ничьими рабами/холопами, не были никем завоёваны. Поэтому и комплексов неполноценности у них нет – турок честно зарабатывает, трудясь, например, официантом, вполне доволен жизнью и жутко гордится тем, что он – турок! А вот рабская психология всегда предполагает не стремление к свободе, а желание иметь своего раба…

Давайте не есть друг друга

Почему стали возможны «Л/ДНР»? Почему «отжали» Крым? Потому что там были нетронутые заповедники совка! Ни с Крымом, ни с Донбассом не работали, не предлагали никаких идей вместо фейка под названием «строительство коммунизма». Прожив 11 лет в Донецке я знаю, о чём пишу. Представляю вопли вышиватников, которые в этом пассаже смогут прочитать только шаблон «Донбасс не услышали» – нет, неуважаемые мои разрушители Украины, проблема в том, что наоборот – это Донбасс и Крым не слышали Украину, потому что она с ними не разговаривала. Местные князьки обогащались, отстёгивали дань киевским «паханам», а местное население, вымуштрованное в совке, в подавляющем большинстве не бывало не только за границей, но даже и из области почти никуда не выезжало. Поэтому закусив удила вкалывало за гроши на своих хозяев, с опаской глядя на остальную Украину. Были ли обмены детьми на летние каникулы? Нет. Потому там и подрастающее поколение, а не только отравленное совковой пропагандой старшее, искренне боится «бандеровцев» и «нацистов». Ведь попытки насильственной, в духе совковой кампанейщины, украинизации действительно были. А вот попыток познакомиться поближе и подружиться не было ни с одной (совково-русскомирской), ни с другой стороны (вдруг проникшейся национальным сознанием, а также теми, в ком оно жило и раньше) не было никогда. Юридически мы жили как бы в унитарном государстве, но которое по факту (ментально и в силу традиций) состояло из нескольких абсолютно несхожих частей. Играть на этом различные медведчуки начали ещё в 2004 году, приписывая Ющенко разделение Украины на три сорта. Ющенко никаких выводов не сделал, склеить страну не пытался, а под занавес своего бездарного правления сделал подарок будущим архитекторам «Л/ДНР», зачем-то героизировав Бандеру в пику половине населения страны. Спасибо, Виктор Андреевич!

Евгеника. Колонка Виктора ТрегубоваОбозреватель портала «Слово и Дело» Виктор Трегубов размышляет о словах министра культуры Украины Евгения Нищука по поводу «неправильной генетики» жителей Донбасса.

Но есть у нас и много общего. На западе Украины, правда, это проявляется меньше, но всё равно есть: подъезды у нас «ничейные», то есть мародёрствовать в них, жечь кнопки (а то и в прямом смысле гадить) в лифтах – кого у нас этим удивишь? Как на «линии разграничения» в зоне АТО, так и на границе с Европой местные жители активно и цинично торгуют местами в очередях на пунктах пропуска. И те и другие активно зарабатывают на разворовывании природных ресурсов (на востоке это угольные «копанки», на западе – янтарь и лес), на контрабанде сигарет и алкоголя. И на востоке и на западе люди считают, что им все должны – государство, соседи. Что начальство недооценивает. Повсеместно «сунуть в лапу» – это совсем не стыдно, поэтому чиновники повсеместно жиреют и наглеют. Мы же сами породили таких чиновников, а следовательно, и состоящее из них государство: когда покупали дипломы, отмазывались от армии, задабривали врачей и учителей, подмазывали ГАИшников. При этом сами не краснея берём гречку у жуликов и выбираем их нардепами и мэрами. В этом тоже Путин виноват?

Мы гадим в подъездах и на улицах, в души друг друга, а государство гадит нам на голову, ведь оно – это плоть от плоти мы с вами! Почему всё получается на Западе? Потому что они – индивидуалисты. Европейцы не перебрасывают в своём сознании ответственность на кого-то, потому что считают себя нанимателями чиновников и верховной власти, а также хозяевами подъездов и улиц. Почему получается у Китая, у Турции? Потому, что там люди считают себя частичками великой нации. Почему не получается у нас? Потому что мы все великие в собственном сознании, но никчемные как граждане, как соседи, как избиратели (пишу это с болью, а не с укоризной). Да, мы дважды показывали лучшие качества на Майданах, особенно второй из них показал, что у нас есть собственное достоинство и умение самоорганизовываться в идеальной форме: с ответственными сотниками вместо продажных гнилых чиновников. Но именно последние, прислуживая политическим группам, тихо отсиделись в бурные дни, а потом снова расправили плечи, так как их хозяева-политики приватизировали результаты обеих революций. Так, может, нужен третий Майдан? Да, безусловно, но не на улицах, а в душе каждого из нас – чтобы убить своего дракона (советского жлоба), чтобы мы могли переродиться к новой жизни как Граждане, как Украинцы (в политическом значении нации, а не в узконациональном смысле). И с такой нацией не смогут править популисты и воры; такие граждане будут жить в чистоте и достойных условиях, ведь научатся, наконец, уважать себя, а значит – и других. Это очень иллюзорная мечта, но я в неё верю! Ибо иначе будущего у Украины нет.

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: