На выходных Украину всколыхнула трагедия: в Днепре среди бела дня вооруженный бывший «торнадовец» застрелил двух патрульных полицейских и пытался ранить водителя маршрутного такси, который хотел заблокировать его авто. Дерзость поступка усилил тот факт, что за все время работы патрульной полиции – это первые боевые потери в ее личном составе. У убитых патрульных остались семьи и дети, которые в свое время наверняка спросят: а какие ошибки руководства полиции стали роковыми для их родителей? «Слово и Дело», конечно, не берется ответить на этот вопрос, однако считает, что будет не лишним напомнить чиновникам об их обещаниях полицейским, которые так отчаянно защищают наш с вами покой.
Началось все с того, что в декабре 2014-го замминистра внутренних дел Эка Згуладзе пообещала, что в следующем году заработная плата сотрудников МВД существенно возрастет. Однако повышение ее на 25% от суммы ставки, проведенное в декабре 2015 года, вряд ли можно назвать существенным, особенно если учесть, что речь шла только об индексации зарплат, то есть о повышении исключительно на процент инфляции. Словом, это обещание Згуладзе провалила. Правда, когда она пообещала, что зарплата патрульных составит 6-8 тыс. грн, то в целом не соврала: на самом деле заработная плата составила от 6 до 10 тыс. грн.
Также не выполненным оказалось и обязательство Хатии Деканоидзе о прохождении всеми кандидатами на должности руководителей и следователей собеседования и «телеграфа». «Слово и Дело» еще в марте этого года обратило внимание на то, что детектора лжи, как и переаттестации вообще, странным образом избежал заместитель начальника Главного управления Национальной полиции в Киеве Виталий Стрижак.
Кроме того, возможно, преступников ловить было бы легче, если бы патрульная полиция вовремя начала работу не только в городах-миллионниках (это как раз выполненное обещание, принадлежащее министру внутренних дел Арсену Авакову), но и на автотрассах, как обещала Деканоидзе в январе. По ее словам, патрульные на трассах должны были появиться еще до конца мая этого года. Для того, чтобы придать этому обещанию статус невыполненного, «Слову и Делу» хватило того, что патрулирование трассы Киев-Чоп началось уже в июне, но и она стала не последней, на которую выехали работать экипажи новой полиции. Позже Деканоидзе уже пообещала, что на всех трассах полиция появится до конца 2016 года.
Впрочем, немало в процессе реформирования полиции действительно изменилось. Например, исчезли как вид Госавтоинспекция и Управление по борьбе с организованной преступностью. Это все – «на совести» Авакова. На смену им должны прийти молодые и амбициозные полицейские: Згуладзе пообещала, что возраст новых сотрудников МВД не будет превышать 35 лет (и это действительно так), а также, что их будут готовить американские специалисты. В последнем случае Згуладзе тоже не промахнулась: инструкторы МВД прошли как минимум 2-недельный курс обучения от специалистов из США. Кстати, у заокеансикх коллег украинские правоохранители переняли не только опыт, но и специальное подразделение – КОВД (аналог американского SWAT).
Теоретически все это должно было помочь предотвратить трагедию в Днепре, однако очевидно, что этого оказалось недостаточно. Эксперты и общество говорят о нехватке опыта и подготовки со стороны полицейских.
Между тем, подходят к концу сроки выполнения других обещаний глав МВД и Нацполиции. Например, обязательства Деканоидзе в сентябре подготовить стратегию развития Национальной полиции, или Авакова – предоставить полиции первые авто по Киотскому протоколу в течение осени. Также улучшению качества работы полиции должно было бы способствовать обещанное Деканоидзе создание полицейской академии (вероятно, еще одно заимствование из американской правоохранительной системы), а очищению рядов – ее же обещание о повторном увольнении работников, не прошедших переаттестацию, но возобновившихся через суд.
В целом же, как пообещал Арсен Аваков, численность украинской полиции составит не более 120 тысяч человек. Хотелось бы верить, что речь идет о 120 тысячах хорошо подготовленных, мотивированных и соответственно образованных правоохранителей.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»