В воскресенье, 4 сентября, ориентировочно в 16:30 я проезжал по улице Щусева мимо здания, в котором располагается так называемый НИС (чтобы не углубляться в кружева юридических хитросплетений – информационный продакшн «Интера»).
Еще от метро «Сырец» было видно черный дым. Когда я подъехал к самому зданию, ничего особенного не увидел. Горели подожженные под НИСом шины. Стояли плотно плечом к плечу крепкие парни в военном камуфляже. Ставились палатки.
Это меня не удивило, поскольку этому действию предшествовала переписка товарища Марины Столяровой, которая до своей депортации из Украины работала на, собственно, «Интере». В программах «Черное зеркало» и «Подробности недели».
И вся предыдущая история «Интера», мягко говоря, – провокационная. Канал просто «вырос» из российского «Первого канала». В прямом смысле. Этим занимался уже покойный Александр Зинченко. В свое время соратник Петра Порошенко, затем политический оппонент из лагеря СДПУ(о), потом снова соратник и в конце-концов заклятый враг из-за скандала о «любых друзях».
И вот здесь стоит вспомнить о действующих лицах.
Чуть ли не как в пьесах классика Леся Подервянского. Вы можете выбрать на свой вкус любую.
Нашу мы назовем:
«Актеры погорелого театра»
Итак, действующие лица и исполнители:
Владельцы: Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин. Первый – мажоритарный. Второй – миноритарный.
Руководитель медиа-группы: Анна Безлюдная.
Главный редактор «Интера»: Антон Никитин (двоюродный брат Анны Безлюдной).
Руководитель НИС (напомню, «продакшн», который производит информационные программы для «Интера»): Александр Пилипец. Последнее действующее лицо, впрочем, не принципиально. Ибо кто руководит НИС – дело второстепенное. Почему – поймете позже.
Политтехнолог: Игорь Шувалов.
Еще можно вспомнить господина Валерия Хорошковского. Просто вспомнить. Потому что он щеголял этой медиасобственностью. Сейчас Хорошковского даже на горизонте не наблюдается. Говорят, в Монако.
Поэтому, давайте по порядку.
Дмитрий Фирташ имел прямое отношение к общеизвестной компании «РосУкрЭнерго», которая начала работать в Украине с согласия президента Виктора Ющенко.
Газ – это не просто газ. Это «Газпром» – государственная российская монополия. Упрощаю, «Газпром» – это Кремль. То есть Путин. Путин просто так никому газ не дает. А Фирташу давал. Пока 7 июля 2014 года компания «РосУкрЭнерго» не была ликвидирована.
Фирташ – это химическая промышленность, для которой сырье – это уже упомянутый газ. Собственно, торговля газом и продуктами его переработки – это и есть главный капитал, за счет которого питался и, возможно, питается «Интер».
Медиавладельцем Фирташ стал в далеком 2005 году. Руководителем приобретенных каналов К1 и К2 стала Анна Безлюдная. А Фирташ фигурировал как владелец киевского баскетбольного клуба «Будивельник». Про «Интер» еще не вспоминали. Но, несмотря на все, шаг в мир медиамагнатов был сделан.
Кроме привилегированных отношений с «Газпромом», Дмитрий Фирташ называется одним из меценатов УПЦ МП. Впрочем, другой рукой он подкармливает Украинский Католический Университет (УКУ).
Сергей Левочкин – известное действующее лицо в украинской политике. Но не в бизнесе. Для справки просто почитайте «Википедию». Вот здесь. Однако тем, кто имеет хорошую память, известно, что Левочкин был помощником президента Кучмы, а затем советником председателя Верховной Рады (Владимира Литвина) и впоследствии работал в тесной связке с Виктором Януковичем. Такой портрет.
И, что важно, он также называется одним из меценатов УПЦ МП. Впрочем, практически все в «Оппоблоке» не скрывают своего поклонения московской церкви. Вот фотография с молебна в Киеве 28 июля 2016 года.
Поэтому трансляции «Крестного хода» или визиты товарища Гундяева на «Интер» Вас не должны особенно удивлять. Как и другие «резонансные» продукты в виде повалиев, кобзонов, фестивалей-конкурсов-концертов насквозь пропитанных «руским миром» и духом.
Уже после событий вокруг «интеровских» НИС Сергей Левочкин выходит с мнением в газете «Сегодня», спрашивая, о такой ли Украине мы мечтаем, причем с пожаром смешались и оккупация Крыма, и война на Востоке.
Господин Левочкин целомудренно не упоминает, что к оккупации Крым старательно готовила «Партия регионов». Именно ее люди длительное время возглавляли автономию. А другие соратники разоружали Украину. Главой СБУ был вчерашний русский и без пяти минут гражданин Украины, как и министр обороны. И в этом контексте естественно возникает вопрос: а кто готовил «пожар» на «Интере»?
Действующее лицо Анна Безлюдная работает на Дмитрия Фирташа, так чтобы не ошибиться, точно – с 2005 года. Знаю ее лично. Менеджерские качества – на высоте. Жесткая. Добросовестно выполняет задачи своего работодателя.
Действующее лицо – Антон Никитин. Не просто родственник Анны Безлюдной и безупречный исполнитель ее поручений (было бы странно, если бы это было наоборот), но и редактор журнала «Фома в Украине». Опять – прямая связь с УПЦ МП. А как РПЦ связана с Кремлем, не мне здесь рассказывать. Это вообще отдельная тема. Антон Никитин в свое время возглавлял информационную службу телеканала «Интер».
Далее я намеренно делаю немыми свидетелями всех руководителей информационной службы, включая Евгения Киселева, поскольку важной персоной здесь выступают не номинальные начальники, а реальные, то есть теневые. И таков никто иной, как Игорь Шувалов, политтехнолог, работавший и работающий в Украине. Человек Левочкина.
Собственно, расстановка своих людей на руководящие должности и разделило «Интер» на, извините, собственно канал-вещатель «Интер» и информационный продакшн НИС. Фирташ забрал свою Безлюдную на «Интер», а Левочкин поставил своего Шувалова на НИС. Вот в обширном интервью информагентству «Лига» Игорь Шувалов рассказывает о своей роли и о том, как его выгоняло из Украины окружение Януковича и как он остался в Украине, когда Виктору Федоровичу «налапшали», что якобы Шувалов НЕ занимаетя информационной политикой канала.
Игорь Шувалов – по некоторым данным, гражданин Российской Федерации. Хотя в этой статье демонстрируется его украинский заграничный паспорт. Однако, кем является Шувалов, это вопрос не ко мне, а к СБУ. Особенно в контексте переписки Марии Столяровой с работниками НИС Дмитрием Онопченко и Андреем Лащем.
Сама же Столярова, судя по переписке, постоянно согласовывает свои действия с «Шу». В Москве.
Так потихоньку начнет складываться пазл, который приведет нас к событиям на улице Щусева 4 сентября 2016 года.
И вышеупомянутых действующих лиц вы сможете самостоятельно расставить в пьесе. Как и прийти к выводу, кто и зачем поджег НИС. И изменится ли что-то на «Интере», включая редакционную политику.
Впоследствии появляется важный нюанс. Журналисты узнают, кто руководил «блокадой» НИС.
Но неизвестными до сих пор остаются люди в масках, белых строительных касках и с огнетушителями в руках.
Кроме вышеизложенного, могу предложить запись субботнего эфира на skrypin.ua, где мы с бывшим работником «Интера» Владимиром Грановским, который до сих пор дружит с Анной Безлюдной и посещает судебные заседания Дмитрия Фирташа в Вене, разбираем эту ситуацию. Прозвучит много интересного. Об «Интере» и не только. Посмотрите, послушайте. Или почитайте. Ниже – расшифровка важнейших моментов, касающихся «Интера», с таймкодом.
- 14:08
- И вот, приходят люди, которые точно, как и вы, не смотрели «Интер», и выступают против «Кремля на Интере». Мало того, потом другие люди, которые не приходят с ними, а поджигают «Интер», притом, поджигают, чтоб не поджечь, как мы сигарету поджигаем – чтоб сразу и потухла. И это тема. А ведь темы вообще нет.
- 19:30
- – Я думаю, ФСБ не имеет к этому никакого отношения. А местные наши товарищи. А «Братство» – это отдельная тема. Тех, кто поджигал, никто не знает. Нет информации, что было повреждено. Это все слухи. На мой взгляд, ничего не повреждено. Только была перевернута мебель, чтобы было красиво. Переверни стол – и кажется, что все. А смысл в том, чтобы обвинить Авакова – что он сошел с ума, что он уже не может сдерживать себя, нападает уже.
- 20:13
- – «Это же очевидно, что это против Авакова. Это – инициация, то есть провокация и все».
- 26:24
-
– Це називається «самопідпал»?
– Это нужно доказывать, таких фактов нет, но очевидно, что это два разных события. (о видео) Люди, которые стоят с плакатами, не понимают, что происходит внутри. Очевидно. Они по-разному одеты. Они выполняют разные инструкции: одни – «стоять», другие – «что-то делать». В любом случае, я могу сказать, что, знаете эту детскую историю: «держите меня, а то я сейчас ударю», так же и здесь: хотели бы поджечь, так уже подожгли б. Поскольку возможность была. Я условно говорю.
- 35:28
-
– Керівника НІС хто призначає?
– Я думаю, какой-то орган, который над Безлюдной.
– Не Безлюдна?
– Нее.
– А який орган?
– Как какой? Это может быть совет директоров. Это же десятки компаний. Тем более, группа «Интер» – это как минимум девять каналов. Это огромное количество структур – производящих, технических, обслуживающих. Это же десятки, десятки компаний. Просто мы говорим: «Интер». Это раскрученный бренд. А другие каналы? «Мега», «Энтер-фильм», К1. Может, их и одинадцать.
- 35:36
- – Вы помните конфликт – концерт на Новый год? Был конфликт в начале года: бабах – Кобзон был в ролике. Скандал. В этот же день в новостях «Интера» вышел сюжет, что мы категорически возмущены, что это происходит. Мы сообщаем всем, что мы к этому не имеем никакого отношения, что «Интер» – это не НИС, что мы не имеем возможности влиять на политику НИСа. Это – факт.
- 39:36
- – Киселев приходит туда по линии Левочкин-Шувалов. Почему-то уходит, без объяснений. Наверное, кто-то дал указание. Собственники дали указание уволить за что-то. НИС делает две программы: «Черное зеркало» и новости. Киселев работал в «Черном зеркале», ну, какие могут быть вопросы? Очевидно, что там есть две группы – НИС с «Черным зеркалом» – это Левочкин. Он курирует это. А то, чем управляет Безлюдная, она подчиняется напрямую Фирташу. Очевидно. А какая там система между акционерами, извините, я не знаю.
- 52:02
-
– Я считаю, что Столярова, она уже уволена. Шувалов, при всем статусе, он все-таки сотрудник. Ему не может быть ничего выгодно. Он не субъект, он исполнитель.
– Він не співробітник.
– Тем более, ничего не может быть выгодно.
– А чого ж він тоді керує? Столярова: «Я с Шу решила…» – шо це, тіньове керування?
– В теории организации в пункте написано: любая организация состоит из формальных и неформальных структур. Это – книжная классика. Он подлежит неформальности, это нормально. Это – в теории управления.
- 52:50
-
– Моя личная точка зрения, что это инсценировка поджога.
– Для чого?
– Для чего? Чтобы сделать превентивную меру. Чтобы завтра, когда со стороны властей могли быть какие-то действия недружественные по поводу канала, уже это было невозможно. Были бы действия слабее, чем это. А это прямо поджог. Попытка физического устранения организации. А если кто-то попытается с лицензией что-то сделать, какое-то уголовное дело открыть, оно уже будет слабее: «ааа, так это то же самое, вы продолжаете нас закрывать, вам не нравится наша информационная политика!». Это превентивная мера, чтоб завтра не наехали.
- 1:03:48
-
– Чи будуть якісь трансформації в програмній політиці «Інтера»?
– Как раз после этого сценического представления «Поджог», думаю, что не будет, потому что как раз для этого это и было сделано. Не будет.
Роман Скрыпин, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»