Ежегодно во вторую субботу сентября в Украине отмечается День кино. Статус государственного праздника он получил еще в 1996 году. История украинского кинематографа началась 1896 года в Харькове, где фотограф Альфред Федецкий снял несколько короткометражных лент и устроил первый в Российской империи киносенанс. Символично также, что первым звуковым фильмом украинского производства стала лента «Симфония Донбасса» режиссера Дзиги Веретова, премьера которой состоялась в 1930 году в той же первой столице Советской Украины.
Сегодня украинское кино постепенно лишается пережитков советского прошлого и с каждым годом приобретает все большую популярность. Часто это происходит не благодаря, а вопреки усилиям политиков (или вопреки их равнодушию к судьбе отечественного кино). В день, когда создатели одного из самых популярных видов искусства отмечают свой профессиональный праздник, «Слово и Дело» решило вспомнить, чем украинские власти обещали помочь украинским кинематографистам.
Традиция несоблюдения обещаний перед кинопроизводителями среди украинских политиков имеет глубокие корни. Даже у действующих государственных чиновников есть невыполненные обещания по этому поводу, зафиксированные еще во время их пребывания во власти в предыдущие периоды. К таким относится, например, Александр Турчинов, который в 2009 году, будучи первым вице-премьером в правительстве Юлии Тимошенко, пообещал увеличить финансирование отечественного кинематографа до 74 млн грн. Тогда как в проекте Государственного бюджета, представленном правительством на 2010 год, на эти цели закладывалось всего 25 млн грн.
А вот одному из его преемников – вице-премьеру Вячеславу Кириленко – удалось воплотить в жизнь такое же обещание. В конце января 2015 года он заверил, что инициирует увеличение расходов из Госбюджета на кинопроизводство. В апреле следующего года в Министерстве финансов Украины «Слову и Делу» сообщили, что в 2015 году на производство национальных фильмов Государственного бюджета предусмотрено 63,82 млн грн, что на 6,9 млн грн, или на 11,5% больше плановых показателей 2014 года.
Еще один чиновник, действующий министр культуры Евгений Нищук, так и не выполнил обещание о регистрации в Верховной Раде закона «О кино». Обязательство Нищука сделать это до 13 числа текущего месяца «Слово и Дело» зафиксировало 6 мая 2016 года. 19 мая министр в комментарии журналисту «Слова и Дела» сообщил, что законопроект практически готов, но «завис» в комитете по вопросам культуры и духовности. Он пояснил, что Минкульт не стал инициатором законопроекта, так как этот процесс занял бы много времени. Нищук тогда подчеркнул, что скорость принятия решения зависит от комитета, который собственно и должен подать законопроект.
Обещали внести свою лепту в развитие украинского кино и парламентские оппозиционеры – правда, исключительно в соответствии с собственнім виденьем. Так, например, нардеп от «Оппоблока» Юрий Павленко в феврале 2015 года заявил, что его фракция будет требовать, чтобы тогдашний спикер Верховной Рады Владимир Гройсман не подписывал закон о запрете трансляции российских фильмов в Украине. Он, по мнению Павленко, принят с нарушением регламента и не соответствует Конституии. Однако усилия «оппоблоковцев» ни к чему не привели, ведь документ все равно был подписан и спикером ВР, и Главой государства, а затем вступил в силу в прошлом году.
Сменить гнев на милость в отношении актеров, попавших в санкционній список, в случае, если те изменят свои взгляды на события в Украине, обещал вице-премьер Кириленко. Пока это обещание имеет статус «в процессе выполнения».
Ждут украинские политики подобных действий и от российской стороны, правда, в гораздо более резонансном и важном деле – деле крымского режиссера Олега Сенцова, задержанного 11 мая 2014 года в Симферополе и удерживаемого в российской тюрьме. Освободить режиссера из российского плена обещал в августе 2014-го министр иностранных дел Украины Павел Климкин, однако когда ровно через год после этого, 25 августа 2015 года, Военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Сенцова к 20 годам лишения свободы, а никаких подвижек в процессе освобождения режиссера так и не появилось, «Слово и Дело» предоставило этому обещанию статус невыполненного.
Напомним, в августе этого года Украине вернули право номинировать собственные национальные фильмы на кинопремию «Оскар».
Аліна Костюченко, за матеріалами «Слова і Діла»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»