Украинцы – вымирающая нация: каждый год, начиная с 1991-го, показатель естественного прироста населения является отрицательным. Оценка состояния здоровья населения Украины свидетельствует о постепенном, но неуклонном сокращении средней продолжительности жизни примерно на 10 лет по сравнению со странами Евросоюза.
Одним из основных факторов высокой смертности населения является низкий уровень медицинского обеспечения. Уже много лет политики говорят о необходимости проведения основательной медицинской реформы, обещая при этом создать эффективную и высококлассную систему здравоохранения. Конституция Украины гарантирует равные возможности получения каждым гражданином качественных медицинских услуг, а законодательство предусматривает финансовое обеспечение здравоохранения бюджетными расходами в размере не менее 10% от ВВП. Впрочем, за последние 15 лет эта цифра почти никогда не пересекала отметку в 3% ВВП.
Поскольку государственного финансирования не хватает, а другая система не создана, у украинцев остается два пути лечения болезней: либо лечиться в частных клиниках (подобный путь может себе позволить лишь небольшая часть населения), либо идти на коррупционные риски и с помощью взяток и «доплат» искать способ качественно лечиться в государственных больницах. Так, по данным Киевского международного института социологии, в 2015 году сфера здравоохранения вошла в пятерку сфер-лидеров коррупции в Украине среди опрошенных респондентов: с разными проявлениями коррупции в медицинской сфере сталкивались около 58% опрошенных.
Также, согласно социологическим исследованиям КМИС, для более чем 43% опрошенных респондентов в 2015 году проведение медицинской реформы оставалось одним из приоритетных направлений изменений в повседневной жизни. Правда, только четверть от всех опрошенных считают необходимым переход к системе обязательного медицинского страхования.
А вот народные депутаты и члены правительства не смогли внести хоть какие-то системные изменения для полноценного проведения реформы здравоохранения в 2014-2015 годах. Об этом четко свидетельствует отсутствие существенного прогресса в выполнении коалиционного соглашения, в 16-м пункте которого предлагаются конкретные шаги реформирования системы здравоохранения Украины. Согласно результатам анализа состояния выполнения коалиционного соглашения в части медицинской реформы, проведенного экспертами «Слова и дела», практически все поставленные парламентариями цели по реформированию находятся в процессе выполнения.
Особого внимания заслуживает деятельность Министерства здравоохранения, которая остается, пожалуй, наиболее непрозрачной среди всех ведомств. Пока каждое необходимое для реформирования медицинской отрасли законодательное решение парламента и профильного министерства удается проталкивать лишь благодаря общественным активистам и неравнодушным гражданам.
Кадровый вопрос – вершина айсберга
Вообще за 25 лет независимости Украины реформировать медицинскую отрасль пытались 19 министров здравоохранения. Наибольшие надежды украинцы возлагали на постреволюционное правительство Арсения Яценюка образца декабря 2014 года, в котором Министерство здравоохранения возглавил грузинский реформатор Александр Квиташвили.
Впрочем, без собственной мощной команды и в прямом смысле в обстановке саботажа реформ министр уже летом 2015 года объявил об отставке. «Я недооценил ту машину бюрократии, которая здесь была. Ошибкой было обещать что-то в короткие сроки, что потом стало невозможным», – отметил тогдашний глава Минздрава.
Но Верховная Рада так и не смогла проголосовать за отставку министра: только в сентябре прошлого года парламент осуществил 4 попытки, которые так и не увенчались успехом. После этого Квиташвили продолжил выполнять свои обязанности и объявил о готовности и дальше работать в правительстве. Правда, он подчеркнул необходимость изменений в составе профильного парламентского комитета, который якобы всячески блокировал его реформаторские законодательные инициативы.
Уже в феврале 2016 года, во время «коалициады», министр Квиташвили таки решил отозвать свое заявление об отставке ради единства с позицией остальных министров-реформаторов. Интересно и то, что правительственная проверка деятельности министра и его заместителей, инициированная еще Арсением Яценюком летом 2015 года, выявила ряд нарушений в деятельности чиновников МОЗ. В частности, министром не были приняты необходимые для эффективной работы ведомства кадровые решения, не был составлен план госзакупок лекарственных препаратов на 2015 год, не проведена перерегистрация лекарств, не был отправлен на лечение за границу ни один участник АТО и тому подобное. Кроме того, в своих выводах комиссия рекомендовала обратить особое внимание на нарушения в деятельности первого заместителя министра Александры Павленко и уволить ее с должности. Впрочем, отправить в отставку опального заместителя удалось только в мае 2016 года, уже во время работы правительства Владимира Гройсмана.
Поиски нового кандидата на должность министра здравоохранения оказались едва ли не самой сложной кадровой задачей для фракций переформатированного большинства. Так, одобрив новый состав Кабинета министров 14 апреля, Верховная Рада оставила кресло министра здравоохранения единственным вакантным в правительстве. В итоге большинство нардепов сошлись во мнении, что возглавить Министерство должен человек без политического прошлого, но именно специалист, который изнутри знает о проблемах медицины. В конце мая правительство назначило и. о. министра здравоохранения бывшего заместителя Квиташвили Виктора Шафранского. В Кабмине до сих пор ждут предложений от парламента по кандидатуре нового главы Минздрава.
Такая сложная кадровая ситуация не сказалась на оптимистичных планах премьер-министра осуществить коренные изменения в медицинской сфере. По словам Владимира Гройсмана, с начала июня Кабмин готовит к представлению общественности проект изменений в системе здравоохранения, который призван радикально изменить принципы взаимодействия между государством, медицинскими учреждениями и потребителями их услуг. «Сейчас главный приоритет – изменить саму систему здравоохранения. Мы начинаем эту работу. Совместно с украинскими парламентариями в ближайшее время мы представим ту систему, которая может быть адекватной для сегодняшних требований», – заявил премьер.
Лекарства не для всех
Нужно признать, что с начала 2016 года, не без активного участия общественности, удалось изменить ситуацию в одной из главных коррупционных сфер деятельности Министерства – закупках лекарств. Так, парламент принял закон №2150, согласно которому функция государственных закупок лекарств передается международным организациям – ВОЗ и ЮНИСЕФ. Так, уже в июне общественные активисты Центра противодействия коррупции подсчитали, что лекарства, закупленные по такой схеме для лечения онкологии у детей и взрослых, в среднем обошлись государству на 45% дешевле, чем это было в прошлом году. Именно в результате бездействия и, очевидно, скрытой коррупционной составляющей Минздрав все это время завышал цены на лекарства.
Кроме того, общественные активисты и эксперты отмечают: задержка в поставках лекарств и вакцин в рамках международных закупок прежде всего была связана с саботажем внутри Министерства здравоохранения. В течение 8 месяцев 2015 года Министерство затягивало с разработкой подзаконных актов к законам 269-VIII и 332-VIII, что вконец поставило международные организации во временные и формальные рамки и сделало невозможной своевременную закупку лекарств и их поставки в Украину. Кроме того, из-за саботажа украинских дистрибьюторов большая часть препаратов по онкопрограммам до сих пор не поставлена в украинские больницы.
Основная причина высоких цен на лекарства – сильные позиции и лобби отечественных фармкомпаний в сочетании с бюрократической машиной самого Министерства, которое удачно играет на длительных и бессодержательных проверках иностранных лекарств. Очевидно, такая позиция выгодна всем, кроме простых граждан: ежедневно от недостатка определенных лекарств умирают около 1,5 тыс. украинцев. Поэтому упрощение и дерегуляция фармацевтического рынка станет одним из основных вызовов для нового министра здравоохранения.
Следует отметить, что среди амбициозных планов Кабмина – до конца года разработать законодательство и начать на местах внедрение системы, которая позволит амбулаториям и частным медицинским клиникам быть поставщиками медицинских услуг. Среди прочего должно быть упрощено получение лицензий на осуществление частных врачебных практик и утвержден порядок создания госпитальных округов. Правительство также планирует изменить перечень гарантированного объема первичной медицинской помощи. Вместе с процессом децентрализации параллельно планируется создать сеть госпитальных округов, которые будут предоставлять вторичную медицинскую помощь. Округа будут функционировать как объединение сетей медицинских учреждений, которые будут иметь единое региональное финансирование и управление.
В свою очередь, в профильном парламентском комитете считают, что ввести необходимые изменения помешает отсутствие достаточного финансового ресурса. «Сделать реальную реформу можно только тогда, когда на это будут средства. В связи с тем, что экономика страны не развивается, в Минздраве сегодня единственное, что можно сделать тактически, – это сэкономить средства. А экономия средств к улучшению здоровья не ведет», – высказалась по этому поводу народный депутат от «БПП», глава комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец в эфире одного из телеканалов.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»