Сегодня, в канун Дня медицинского работника, поздравления и пожелания представителям самой уважаемой в мире профессии звучат практически отовсюду и, конечно же, – от первых лиц государства. Поздравил врачей и Президент Петр Порошенко, отдельно отметив военных медиков. Не забыл Петр Алексеевич упомянуть и тот факт, что его жена – также по образованию врач. Дескать, Гаранту не понаслышке известны тяготы этой профессии.
«Слово и Дело» не сомневается в профессиональных качествах Марины Порошенко (кандидата медицинских наук и дочери замминистра здравоохранения УССР), однако сложно представить, что президентской чете действительно знакомы все проблемы, с которыми сталкиваются украинские медики. И речь в первую очередь не о профессиональных вызовах, а скорее о бытовых… Поэтому редакция портала присоединяется к поздравлениям и хочет напомнить украинским политикам, что же они обещали людям, от которых в буквальном смысле зависит наша жизнь.
Министры меняются, невыполненные обещания остаются
6 июня премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщил, что страну ждут радикальные изменения в системе здравоохранения: Кабмин готовит к представлению проект, который полностью поменяет принципы взаимодействия между государством, медицинскими учреждениями и пациентами. Нечто подобное звучало и ровно год назад – из уст теперь уже бывшего министра здравоохранения Александра Квиташвили. В частности, 1 июня 2015 года он пообещал, что пакет законов по медицинской реформе будет внесен в Раду в ближайшее время. Мало того, что Минздрав не вложился в намеченные министром сроки, так еще и Рада подвела: законопроекты Квиташвили так и не нашли поддержки у депутатов.
А между тем они, если верить экс-министру, предусматривали в том числе и повышение денежного обеспечения медиков и медучреждений за счет более эффективного использования средств. К примеру, Квиташвили пообещал, что уровень оплаты труда врачей будет зависеть от объема предоставленных ими услуг. Однако обещанной методики расчета стоимости и гарантированного объема оплаты услуг страна не получила и по сей день. Также не справился грузинский реформатор и с введением страховой медицины до конца 2015 года.
В общем, ни с медицинской реформой, ни с улучшением условий труда врачей у Квиташили в итоге не сложилось: политик ушел под звуки критики, так и не реализовав практически ничего из задуманного. Но, как оказалось, очередь за должностью министра здравоохранения не стоит. После длительных переговоров Рада назначила Кабмин без главы Минздрава, обязанности которого сейчас исполняет Виктор Шафранский, до этого 17 лет проработавший в сфере фармакологии. Пока «Слово и Дело» не зафиксировало ни одного его обещания.
Правда, есть обещания, касающиеся работы медиков, у других министров. К примеру, глава Минобороны Степан Полторак выполнил обязательство о подготовке психологов-практиков по стандартам НАТО, а руководитель Минрегиона Геннадий Зубко пообещал утвердить перечень обязательных бесплатных услуг в области здравоохранения. Но ключевую роль в этом процессе все-таки должно играть Министерство здравоохранения, увы, лишенное на сегодняшний день не только руководителя, но и возможности воплощать в жизнь хотя бы какие-то инициативы из-за сопротивления парламента.
Депутаты всемогущие
О том, что депутаты подчас имеют больше влияния на состояние медицины в стране (или просто удачно на ней пиарятся), говорит и статистика обещаний парламентариев. К примеру, представитель «БПП» Игорь Артюшенко реализовал обещание о повышении заработных плат медиков на 18,8%, просто проголосовав за соответствующий законопроект, а внефракционный Анатолий Денисенко пообещал работать над улучшением качества и доступности медицины.
Последнее обещание пока в процессе, хотя стоит отметить, что такие глобальные вещи в публичной риторике нардепов – редкость. Критикуя действия власти в сфере здравоохранения, они редко сами предлагают что-либо конструктивное. А если и обещают, то чаще всего неудачно – как, например, было с заявлением депутата от «Видродження» Дмитрия Святаша об увеличении бюджетных затрат на медицину или Ольги Богомолец – о помощи Минобороны в организации обучения военных медиков по специальной программе.
Но чаще всего депутаты делают себе имидж на реализации более локальных обещаний – ремонт помещений больниц, помощь в закупке медоборудования и прочее, с которыми они также часто не справляются. Чего только стоит обещание нардепа от «БПП» Сергея Мельника о постройке в Хмельницком неонатального отделения детской больницы, проверив состояние выполнения которого «Слово и Дело» выяснило, что по состоянию на осень 2015 года строительство еще даже не было начато (несмотря на то, что архитектурная документация была готова еще в 2012 году). Или, к примеру, заявиление Борислава Розенблата об открытии хирургических отделений экстренной медицинской помощи в районных центрах Житомирской области. Пока это обещание в процессе, однако учитывая стоимость проекта (от 3 млн грн, которые Розенблат планирует выбить из местного бюджета), реализовать его будет непросто.
Более или менее масштабные обещания о помощи местным медучреждениям давали практически все народные депутаты, особенно мажоритарщики. Из последних можно выделить такие: нардепа от «Народного фронта» Максима Полякова – ежегодно открывать по обновленному отделению Уманской городской больницы, его однопартийца Игоря Гузя – добиться субвенции для Иванковской районной больницы, внефракционного Александра Гереги – обеспечить больницы Хмельницкой области в материально-техническом плане. Все они пока имеют статус «в процессе выполнения».
Вероятно, сегодня политики дадут новые обещания медикам, поэтому «Слово и Дело» обязуется и в дальнейшем следить за тем, насколько важным для них яляется здоровье нации и благосостояние тех, кто за него отвечает.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»