Итоги недели от Виктора Трегубова. Неделя разоблачений

Читати українською
Виктор Трегубовжурналист, блогер

Основные скандалы этой недели свелись к выяснению того, законно ли и морально ли открывать офшорные компании, и также к референдуму о допущении Ассоциации Украины и ЕС, прошедшему в Голландии. Тем временем на линии соприкосновения продолжались бои, а Надежда Савченко продолжала морить себя голодом.

Порошенко и оффшоры

Главным ньюсмейкером недели в Украине стал Президент. Еще на прошлых выходных Петр Порошенко «влип» в небольшой скандал. Когда во время визита в США у него поинтересовались его мнением по поводу не слишком-то комплементарной статьи в New York Times с красноречивым заголовком «Неизбывная украинская коррупция», Президент упомянул, что против Украины ведется гибридная война. Это, в общем-то, правда, но в контексте вопроса прозвучало так, как будто он обвинил в участии в этой войне редакционный совет одной из самых авторитетных американских газет. Пользователи украинских соцсетей сразу же, по доброй традиции, разделились на два лагеря: они ругали Президента, другие доказывали, что у одного из дюжины членов редсовета отец – из русских эмигрантов и вообще газета сомнительная. Точку в споре поставил сам Порошенко, выразив сожаление о том, что его не так поняли, и засвидетельствовав свое уважение к изданию.

NY Times вновь подняла тему коррупции в УкраинеЖурналисты американской NY Times отмечают, что панамские документы наделали в Украине больше шума, чем в других местах.

Однако это была лишь прелюдия. В начале недели вышло масштабнейшее расследование ряда мировых журналистов. По сути – обработка «слива» солидного массива документов оффшорных компаний. В него попали ряд мировых лидеров. Так, оказалось, что исландский премьер Сигмундур Гуннлаугссон, принимая решения о рефинансировании и поддержке исландских банков во время мирового финансового кризиса, в ряде случае защищал свои финансовые интересы за госсчет: многие из этих банков были должниками его оффшорной компании. Множество денег на оффшорных счетах обнаружилось и у личного друга Путина, виолончелиста Сергея Ролдугина – по версии расследователей, он просто работает у товарища «кошельком». Обнаружилась офшорная компания и у президента Украины Петра Порошенко. Правда, очень скромная на фоне вышеперечисленных, с номинальной стоимостью акций в несколько тысяч долларов.

Разбор всего скандала потянул бы на отдельную статью, поэтому попробую кратко. Сторона Порошенко устами его юристов и сторонников утверждает, что оффшор создавался в попытке продать холдинг «Рошен», и не для того, чтобы уклониться от налогов, как-то обвиняли некоторые оппоненты, а для того, чтобы решать все вопросы в юрисдикции британского права. Это действительно нормальная и законная практика, тут вопросов нет. Однако покупателей не нашлось, и компания была передана в «слепой траст». К концу недели компания Rotschild Trust подтвердила, что «Рошен» действительно находится в таком трасте. То есть с юридической точки зрения Президент от скандала даже выиграл, подтвердив, что своими активами не управляет.

Однако есть и нюансы: так, тезис о том, что Порошенко все-таки собирался уплатить все налоги с продажи, был поставлен под сомнение некоторыми комментаторами – уж слишком длинной выглядела цепочка возможной передачи активов. С другой стороны, это в любом случае спор о том, что так и не произошло: компания-то не была продана.

Есть и еще одна сторона. Журналисты, обрабатывающие украинскую часть информации – сотрудники «Громадського», газеты Kyiv Post и проекта Слідство.Info, очень серьезное – и, если честно, диспропорциональное – внимание уделили тому факту, что оформление оффшорной компании происходило в августе 2014 года. То есть тогда, когда на фронте шли активные бои. А к концу месяца и вовсе произошла трагедия под Иловайском. В подготовленном по этому поводу видеосюжету кадры, связанные с боевыми действиями, занимают до трети всего материала. Это вызвало обвинения уже в сторону самих журналистов: мол не найдя в действиях Президента формальных нарушений закона, они прибегли к эмоциональной манипуляции. Артикулированный в их сюжетах тезис «во время Иловайска Президент думал о собственном бизнесе» выглядит некорректным: о чем думал Порошенко, не узнать без телепата, а весь его личный вклад в оформление оной компании сводился либо к нескольким подписям, либо к передаче факсимиле. А то, что такое оформление не проводится моментально, и то, что создание офшорной компании припало на август, означает, что подготовка к продаже «Рошен» была начата в июне-июле – то есть после вступления Петра Порошенко в должность Президента Украины. Что от него и требовалось.

Шаланды полные оффшоров: как выполняет свои обещания мэр Одессы?На счету Геннадия Труханова 122 обещания. Что обещал и как держит слово городской голова Одессы?

С другой стороны, политическую репутацию этот скандал ему, в любом случае, подпортит. Ведь широкая общественность не очень разбирается в оффшорах, считая их чем-то заведомо поганым. Да и сам факт того, что исландский премьер из-за оффшорного скандала ушел в отставку и может даже сесть в тюрьму, а нашему Гаранту хоть бы хны, многих обижает – даже при том, что им выдвигаются совсем уж разные обвинения.

Труханов и паспорт

Было в панамских бумагах и иное интересное расследование, касавшееся мэра Одессы Геннадия Труханова. Согласно опубликованным документам, он не только владеет двадцатью оффшорными компаниями, но еще и является обладателем российского паспорта. А вот это уже интереснее. Масла в огонь подлил экс-мэр Одессы Эдуард Гурвиц, мстительно сообщивший медиа, что у Труханова еще и греческий есть. Одесская ОГА устами и. о. замглавы Александра Боровика потребовала от СБУ проверить информацию. Ответ СБУ вкратце свелся к «в личной беседе Труханов это не подтверждает, за проверкой – не к нам, а к Государственной миграционной службе, данные по возможной коррупции мы передали полиции и фискалам».

Стоянов

Есть в Одессе и другое поле битвы – отголосок великой прокурорской войны. После отставки Давида Сакварелидзе с поста прокурора Одесской области и перед собственной отставкой Виктор Шокин назначил прокурором Николая Стоянова. Последний был прокурором города во время правления Виктора Януковича и известен, в частности, закрытием дела против своего приятеля – лидера пророссийской партии «Родина» и криминального авторитета Игоря Маркова. Плюс к тому, по заверению Минюста, Стоянов однозначно подпадает под люстрацию. Тем временем в самой Одессе собирается локальный Майдан, бессрочно протестующий против этого назначения.

Опубликован полный список работников прокуратуры, попавших под люстрациюМинистерство юстиции обнародовало список сотрудников органов прокуратуры, которые находились на должностях в период с 25.02.2010 по 22.02.2014 года и попали под критерии закона «Об очищении власти».

Голландцы и референдум

Грустным событием недели стал референдум в Нидерландах. Его итог для нас печален: 61,1% пришедших на него голландцев высказались против Ассоциации Украины с ЕС, 38,1% – за, явка составила 32,2% (при обязательном минимуме в 30%). Увы, мы попали в неудачный зазор: с одной стороны, часть сторонников Украины работала на понижение явки и просто не пришла, с другой – часть все-таки пришла, проголосовала и дала явку. Итого и явки хватило для признания референдума состоявшимся, и результат оказался совсем не в нашу пользу.

Что же будет дальше? Голландское правительство не сможет игнорировать такое волеизъявление граждан, поэтому ратификация ими соглашения об Ассоциации приостановлена. Самое интересное, что соглашение при этом как начало работать с начала года, так и работает сейчас, просто «в тестовом режиме» – формально недооформленным. Другое дело – что не только голландское правительство, но и весь Евросоюз оказался перед вызовом. Что делать в ситуации, когда очень незначительная доля населения относительно небольшой страны блокирует решение всего Союза? Обойти ли это бюрократической казуистикой – или вся система принятия решений в ЕС требует переосмысления? Проще говоря, в самом Союзе предстоит очередной раунд разборок еврооптимистов с евроскептиками, что не очень хорошо не только для нас, но и для всего мира.

Коалициада

Коалициада продолжается. На этот раз – под девизом «ну вас лесом». Под «вас» следует понимать «Радикальную партию», «Самопомощь» и «Батькивщину»: устав торговаться с ними и понимая все риски такого союза, «БПП» и «Народный фронт» решили собирать коалицию самостоятельно, добрав недостающих депутатов из внефракционных. Говорят, 230 у них уже есть. Очень нестабильненько, учитывая, что многие депутаты ходят в Раду раз через трое. Но это, по крайней мере, позволит перезапустить Кабмин. В последнем «НФ» оставит за собой Минюст и МВД, плюс посадит Андрея Парубия на спикерство. Вроде бы немного, но не даст Петру Порошенко заполучить монопольный контроль над силовиками и позволит влиять на повестку одновременно Кабмина (через Минюст) и парламента (через спикера).

Освобождение узников

Минюст РФ направил в Федеральную службу исполнения наказаний документы для передачи Украине четырех украинских политзаключенных – Олега Сенцова, Геннадия Афанасьева, Александра Кольченко и Юрия Солошенко. Первые трое были осуждены за «подготовку терактов в Крыму», экс-директор оборонного завода Солошенко обвинялся в шпионаже. По сути это подготовка к возможной их передаче Украине и запуску Минских соглашений в аспекте обмена пленными (включая тех, кто юридически оформлен в ином статусе).

Тем временем, Савченко придерживают, как козырь. А сама Надежда вновь объявила сухую голодовку. На момент написания этих строк, шел ее пятый день.

Фронт

Самой горячей точкой на линии разграничения оставалась Авдеевка. Концентрация личного состава террористов и российской техники в ней в последнее время только наросла, равно как и количество обстрелов. Тем не менее, несколько попыток штурма завершились крайне неудачно для атакующих. Связано это как с высокой боеготовностью украинских войск там, так и с особенностями рельефа: в районе Авдеевской промзоны много хорошо простреливаемых территорий, неудобно атаковать и защищающаяся сторона имеет очевидное преимущество.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: