Пожалуй, Верховная Рада должна принять закон о запрете выражать недоверие правительствам в феврале. Семь лет назад, в начале 2009 года, тогда всесильная «Партия регионов» не смогла найти голосов для отставки правительства Юлии Тимошенко. Так и не найдя партнеров в сессионном зале и не договорившись с тогдашним президентом, «регионалы» сконцентрировались на других задачах, а Кабмин продолжил работать до весны 2010 года.
При этом в стране, как и сейчас, однако в меньших масштабах, бурлил экономический кризис, а премьер и президент продолжали выяснять отношения до тех пор, пока весной 2010 года государство не возглавил Виктор Янукович. Примечательно, что и Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко пришли к власти на волне Оранжевой революции, а их политические силы сначала пытались работать в рамках совместной коалиции.
На днях неудачная отставка правительства Арсения Яценюка зафиксировала начало нового этапа в кризисе доверия к власти. Согласно последним опросам Социологической группы «Рейтинг», деятельностью главы Кабмина довольны всего 8% опрошенных, тогда как отставку правительства поддерживает 70% респондентов. Еще осенью 2015 года, правительства Арсения Яценюка доверяло около 13% украинцев, а 60% - поддержали бы отставку. Однако это лишь одна сторона медали. Другая - заключается в отсутствии единства среди участников коалиционного большинства.
Ни один из участников спектакля под названием «отставка правительства» теперь не знает, как Кабмин в нынешнем составе собирается сотрудничать с парламентом, который собрал достаточное количество голосов о признании неудовлетворительной работы правительства, и 194 депутата которого проголосовали за его отставку.
Выход из сложной ситуации придется искать, ведь согласно законодательству, вопрос об ответственности Кабинета министров не может рассматриваться Верховной Радой более одного раза в течение очередной сессии. Очевидно, речь пойдет о переформатировании коалиции, которой, де-факто, уже не существует. Так, фракция «Народного фронта» в полном составе не проголосовала за отставку правительства, в «БПП» нашлось только 97 голосов, «Батькивщина» и «Самопомощь» практически в полном составе поддержали решение о недоверии Кабмину. После неудачной отставки в кулуарах парламента начали раздаваться мнения о договоренности между Яценюком и Банковой.
Между тем фракция «Батькивщины» начала свою игру, заявив об отзыве из правительства министра спорта по своей квоте - Игоря Жданова. Последний предложение соратников не принял, оставшись работать в правительстве. И если сразу после неудачного голосования за отставку Кабмина Юлия Тимошенко еще колебалась, покидать ли «Батькивщине» ряды коалиции, то уже на следующий день решение стало окончательным.
«Фракция сегодня на своем утреннем заседании предприняла единственно возможный шаг решения, этот шаг – к выходу из коалиции. Мы должны констатировать, что коалиции демократических сил, проевропейской коалиции в этом парламенте никогда не существовало. Всегда существовала кулуарная, теневая коалиция», - заявила Юлия Тимошенко. В свою очередь, фракция «Самопомощи» также заявила об обсуждении намерения выйти из парламентского большинства.
Таким образом, даже без демарша «Народного фронта» ситуация только ухудшается. Найти выход из сложной ситуации всем участникам будет не просто.
На пути - собственные интересы, которые подкреплены игрой олигархических групп. «Провал голосования за отставку правительства - это результат заговора олигархов Рината Ахметова, Игоря Коломойского и Сергея Левочкина с одной стороны. И Петра Порошенко и Арсения Яценюка – с другой. То, что произошло сегодня в зале, и события прошлой недели были хорошо срежиссированным спектаклем, в котором роль вынужденной жертвы играл генпрокурор Виктор Шокин», – подчеркнул народный депутат из пропрезидентской фракции Мустафа Найем.
Пока политики будут придумывать новые схемы «вынужденных компромиссов», отчитываться об успехах в реформировании страны и непредсказуемой ситуации на фронте, рядовые граждане сделают свои выводы. Безусловно, неудачная отставка правительства, как и любая ситуация, имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы
Откровенно положительный эффект сохранения правительства Арсения Яценюка является очень дискуссионным.
Во-первых, условное «единство» политических игроков предоставляет хорошие сигналы для Запада. Есть сразу 4 положительных маркера (впрочем, со многими «но»):
- На прошлой неделе отозвали свои заявления об отставке сразу четверо министров, после чего Арсений Яценюк назвал Кабмин «единой командой, которая пришла вместе, и уйдет тоже вместе»;
- Парламент одобрил ряд евроинтеграционных законов. Впрочем, со многими негативными оговорками, например, в законе об электронном декларировании;
- Верховная Рада не смогла отправить в отставку правительство, хоть и признала его работу неудовлетворительной; – Президент фактически инициировал отставку генпрокурора Виктора Шокина.
Все эти месседжи должны положительно должны сказаться на ситуации с предоставлением очередного транша кредита МВФ.
Во-вторых, правительство останется работать в «подвешенном состоянии», а это дает призрачную надежду на то, что Кабмин хотя бы активнее возьмется внедрять реформы.
В-третьих, есть надежда таки провести переговоры внутри коалиции и заменить некоторых министров на новых.
В-четвертых, формально страна не окажется в очередном состоянии досрочных парламентских перевыборов, результат которых спрогнозировать очень сложно.
В-пятых, сохраняется условный политический баланс, ведь в случае отставки Арсения Яценюка выросли бы риски усиления пропрезидентской команды и дальнейшей монополизации власти.
Минусы
Некоторые плюсы можно смело переносить и в блок минусов.
Прежде всего, это отсутствие перевыборов в Верховную Раду, которые дают возможность гражданам повлиять на политических игроков.
Во-вторых, пока консервируется ситуация с политическим противостоянием между пропрезидентской и пропремьерской командами. Как видим, этот фактор умело используют другие влиятельные игроки, прежде всего – олигархические группы.
В-третьих, министры понимают и видят уровень недоверия к их действиям во власти, поэтому могут как начать менять эту ситуацию, так и прибегнуть к экспериментам. Еще одна угроза - правительственная команда вместо реформ начнет продуцировать популизм.
В-четвертых, Кабмин и парламент так и не найдут общего языка и все правительственные инициативы по реформированию страны не будут находить поддержки в сессионном зале Верховной Рады. В свою очередь, возрастут риски так называемых «ситуативных голосований», когда де-юре в коалицию будут входить одни фракции, а де-факто - голосовать другие. К этой игре могут присоединиться «РПЛ», «Оппозиционный блок», депутатские группы «Видродження», «Воля народа» и внефракционные нардепы.
Пятое, самое опасное. Начнется масштабная неприкрытая политическая война всех против всех, где правительство и парламент превратятся в подобие «Колизеев». Такой сценарий приведет к проведению досрочных и парламентских, и президентских перевыборов уже в начале 2017 года, ведь доверие потеряют все институты власти.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»