Что касается предложенной реформы, то нельзя категорически считать, что власть Президента сильно усиливается, но все же есть некоторые спорные моменты.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк, анализируя информацию о том, что Президент Украины Петр Порошенко планирует внести в Верховную Раду обновленный проект изменений в Конституцию в части правосудия.
«Ситуация неоднозначная. Возникают следующие нюансы: ранее генпрокурор мог быть уволен Верховной Радой путем оглашения недоверия. Сейчас в проекте остается тот же порядок назначения и увольнения, что и был раньше, но с уточнением, что теперь ВР самостоятельно не может увольнять и назначать генпрокурора. Мотивация такова: устраняется давление на генпрокурора. Но в этой части очевидно, что происходит усиление Президента», – объясняет Москалюк.
Второй нюанс, по его словам, касается назначения судей. Ранее судья назначался впервые на должность сроком на 5 лет Президентом, а потом уже ВР выбирала судью бессрочно.
«Сейчас, согласно проекту, судья назначается сразу Президентом и выполняет свои полномочия до того момента, пока не настанут условия их прекращения. Верховная Рада лишается полномочий по переизбранию судьи, но с другой стороны, ничего негативного в этом нет, потому что часто судьи становились заложниками определенных политических процессов», – рассуждает он.
«Другое дело, что у нас теперь судья сразу назначается Президентом и это должно осуществляться на основании представления Высшего совета правосудия. То есть Президент не может выбирать по своему усмотрению. Далее – конкурсный отбор. Но указано, что процедура назначения судьи устанавливается законом. И здесь есть некоторый спорный момент, потому что в рамках закона можно написать как угодно», – анализирует Москалюк.
На его взгляд, лучше, чтобы это было прописано в Конституции.
Например, состоялся конкурс, Высший совет подал кандидатуру Президенту, а дальше, согласно Конституции, он не связан сроком. Президент может подписать, а может и нет.
«Таким образом документы «подвисают» в АП и годами не назначаются судьи. Поэтому нужно, чтобы это было прописано в Конституции с указанными сроками», – подчеркнул он.
Напомним, в своей программе на выборах президента Украины 25 мая 2014 года, еще будучи кандидатом на пост главы государства, Петр Порошенко пообещал создать в Украине независимый суд.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»