Итоги недели от Виктора Трегубова. Неделя парламентских дедлайнов

Читати українською
Виктор Трегубовжурналист, блогер

Предновогодние недели в политике всегда жаркие: подтягивают хвосты года. А в Украине, по не слишком доброй традиции, еще и принимают бюджет. Так вышло и в этот раз.

Для начала – пару слов о внешней политике. У нас наметилась веселая смена зон свободной торговли. С одной стороны, Совфед РФ решил приостановить действие ЗСТ с Украиной с 1 января. Причем решение о его возможном возобновлении – в компетенции российского президента. Зато украинский Президент на этой неделе слетал в Израиль и там договорился форсировать подписание договора о ЗСТ уже с этой страной. Планируется, что оно состоится в первой половине следующего года. Как говорится, лучше с одним потерять, чем с другим найти. Также на этой неделе Еврокомиссия объявила о продлении санкций против РФ еще на полгода, а Минфин США опубликовал новый, расширенный список российских компаний, подпавших уже под американские санкции, связанные с украинско-российским конфликтом.

А тут и свидетельство необходимости таких шагов подоспело: большой новостью недели стал заход частей сепаратистов в село Коминтерново, находящееся в «серой зоне» неподалеку от Мариуполя. Украинские соцсети отреагировали на это могучей многоголосой «зрадой», упуская тот факт, что за неделю до этого сепаратисты жаловались на занятие украинской стороной сразу нескольких сел по соседству (украинская сторона, заметим, не опровергала). Как бы то ни было, к концу недели большая часть зашедших туда сепаратистов оттянулась обратно, оставив в селе лишь небольшие силы.

В «Народном фронте» считают, что инциденты с Барной и Саакашвили им на рукуЕдинственным выходом из нынешнего политического кризиса может быть только быстрая смена премьер-министра и кардинальная перезагрузка правительства.

Тем временем продолжаются внутренние дрязги: «Народный фронт» огрызается в сторону Михеила Саакашвили, Саакашвили в ответ собирает антикоррупционный форум в Киеве. В иной ситуации эта инициатива приветствовалась бы, сейчас же выглядит скорее элементом информационной войны – попыткой собрать вокруг себя молодых и красивых и выкристаллизировать позиционирование себя как борца с основным социальным злом. Что ж, вольному воля: а вдруг из того, что начиналось как аргумент в споре и оружие в политической войне, возьмет и вырастет действительно полезная площадка? Поглядим.

За всеми этими красивыми событиями почти незамеченными прошли отставки нескольких глав облгосадминистраций. Свои посты покинули Михаил Загородный в Хмельницкой ОГА, Андрей Путилов в Херсонской ОГА и Григорий Самардак в Запорожской ОГА. Замены пока не назначены. А вот в Кривом Роге были все-таки назначены внеочередные выборы – на 27 марта. Так решил парламент. Впрочем, интрига сохраняется: теоретически это решение еще можно попробовать оспорить в судебном порядке.

Также сложили свои мандаты два народных депутата – Николай Мартыненко и Злата Огневич. Оба – по собственному желанию, так что тут вопросов не возникло. На их места уже зашли новые нардепы – Вадим Подберезняк по списку «Народного фронта» и Татьяна Юзькова по «Радикальной партии».

Томенко заявил про выход из фракции «БПП» и коалицииТакое решение стало реакцией на принятие Верховной Радой Бюджета-2016, который политик неоднократно критиковал.

Вопросы возникли к Николаю Томенко. Дело в том, что после заседания в четверг ночью, в процессе которого Рада утвердила бюджет на 2016 год, он объявил о своем выходе из фракции «БПП». Возмутил парламентского ветерана тот факт, что в бюджете поставлено под большой вопрос финансирование исполнения ряда законопроектов социальной и культурной сферы – будут ли они профинансированы и в каком объеме, решит Кабмин, исходя из состояния государственной кубышки. Что ж, Томенко в своем праве. Вот только по действующей Конституции добровольный выход из фракции (не в результате изгнания коллегами) влечет за собой утрату депутатского мандата.

Но тут начинается веселье – всплывает скрытый подводный камень. Камень зовут Андреем Богданом, он был 74-м в партийном списке «БПП» и должен зайти в Раду, если кто-то из партийного списка сложит мандат. Проблема в том, что он адвокат Геннадия Корбана со всеми вытекающими. Автор этих строк не будет скрывать, что подозревает возможность связи демарша Томенко именно с этим фактом. Насколько мне известно, именно во избежание попадания Богдана в парламент несколько влиятельных депутатов от «БПП» так и не пошли в структуру исполнительной власти.

Тем временем самого Корбана опять вывезли в Киев на лечебно-следственные процедуры. В этот раз обошлись всего лишь шестью автобусами. Политика направляют на принудительное медицинское освидетельствование. Его сторонники, естественно, воспринимают это как дополнительное давление. Говорят, в рейдерском деле эта тактика называется «кошмарить клиента». Впрочем, полагаю, весть о возможном заходе Богдана в парламент благотворно скажется на самочувствии его работодателя.

Верховная Рада приняла Бюджет-2016За закон «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» проголосовали 263 народных депутата при минимально необходимых 226.

Но вернемся к важнейшему – к бюджету. Пока нет достаточно компетентных экспертных выводов по документу, в очередной раз преподнесенному правительством аккурат «под елочку». Очевидно лишь то, что в борьбе склонности правительства и парламента к социал-популистическим шагам и требований МВФ победили последние: расходная часть бюджета урезана, во многом за счет культурных и социальных программ. Также очевидно, что бюджет еще будет неоднократно перекраиваться по ходу следующего года. Ну и, наконец, опираться он будет на нынешнюю налоговую базу: несмотря на отдельные изменения фискального законодательства, коренная реформа Налогового кодекса отложена на полгода. Если не год. Что ж, возможно, хоть за это время сумеют договориться и не повторят эпическую битву Южаниной с Яресько.

А вот что однозначно позитивно, так это принятие парламентом законопроекта, обязующего проводить все госзакупки через электронную систему ProZorro (1 апреля 2016 года для министерств и крупных госкомпаний, и с 1 августа 2016 года – для всех госкомпаний и госорганов). Это огромный прыжок вперед в вопросе прозрачности государственных затрат.

Наконец, в тот же день (вернее, ту же ночь) парламент изменил существующее законодательство и передал Президенту право утверждать главу Нацгвардии (ранее закрепленное за самой Радой). А также утвердил норму, согласно которой, в случае введения военного положения, Нацгвардия переходит из ведения МВД в ведение Минобороны. В общем-то, все к тому и шло, учитывая постепенное превращение Нацгвардии в отдельный высокобоеспособный род войск. Но, по сути, это решение серьезно меняет баланс власти, причем в чувствительной, силовой его части.

Виктор Трегубов, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: