Пенсионная удавка для Бюджета, или Почему пора отменять пенсии?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Еще одна системная реформа, от которой украинцам никуда не деться – изменения в пенсионном обеспечении. О необходимости кардинального пересмотра подходов к формированию пенсий каждым гражданином эксперты говорят еще с начала 2000-х годов. Так называемая «солидарная» система пенсионного обеспечения, доставшаяся независимой Украине в наследство от Советского Союза, не работает и лишь истощает отечественную экономику. В предыдущие 25 лет политики и чиновники старались не слишком афишировать эту проблему, прикрываясь популистскими лозунгами вроде «обеспечим стабильный рост пенсий», или «всем украинцам – европейские пенсии по 2000 евро». К счастью, позитив в том, что и нынешние чиновники, и новое поколение политиков, и экспертное сообщество понимают масштаб и глубину проблемы. Это дает надежду на то, что пенсионная реформа все-таки сдвинется с места.

В Кабмине при подготовке Государственного бюджета на 2016 год заявили о 3 основных статьях расходов в следующем году: военно-оборонная сфера и национальная безопасность, обслуживание внешних долгов и социальные выплаты. При этом в Минфине сообщили, что планируют снизить уровень государственных расходов с 46% до 41% ВВП. «Это нужно для Украины по нескольким причинам. Во-первых, мы не можем позволить себе и дальше иметь такой высокий уровень государственных расходов, ведь финансировать его можем только в долг. Во-вторых, такой объем государственных расходов вытесняет из экономики частные инвестиции», – заявила министр финансов Наталья Яресько. В то же время она сообщила, что правительство не собирается ликвидировать ни одну из категорий социальных льгот, тогда как планируется переход на их адресное обеспечение.

Эксперты отмечают, что, начиная с 2011 года, во всех бюджетах так называемые «расходы потребления» в разы превышают «расходы развития». В Бюджете на 2016 год данная тенденция сохраняется: общая цифра расходов достигает почти 630 млрд грн, что даже на 17,8% больше, чем в 2015 году. И то, что льготы и пенсии составляют треть этих средств, доказывает бесперспективность такой ситуации в дальнейшем.

По информации Государственной службы статистики, количество экономически активного населения упало до исторического минимума. Украина стремительно теряет трудовые ресурсы: в первом полугодии 2015 года трудоспособных украинцев осталось всего 18 миллионов 74 тысячи человек. Это на 10,6% меньше, чем годом ранее. Если же посчитать соотношение пенсионеров к работающему населению, ситуация вообще выглядит катастрофически: сейчас на 10 миллионов работающих приходится 12 миллионов пенсионеров. Понятно, что с такой ситуацией Пенсионный фонд не наполняется, его дефицит постоянно растет. В 2015 году из Государственного бюджета пришлось покрывать более 81 млрд грн дефицита Пенсионного фонда. Эксперты предупреждают: без реформ ситуация будет только ухудшаться.

В ожидании пенсионного чуда

Формально с середины 2000-х в Украине действует трехуровневая система пенсионного обеспечения. Первый уровень – общеобязательная солидарная система, то есть тот минимум пенсий, которые получает каждый гражданин Украины от государства, достигнув своего пенсионного возраста. При этом у большинства населения пенсия едва достигает 1500 грн, тогда как у некоторых (чиновников, госслужащих, депутатов, судей) – может достигать десятков тысяч гривен.

Именно на этом уровне эксперты предлагают действовать радикально. Речь идет о политическом решении об отмене «солидарной системы пенсионного обеспечения» и введения адресной помощи тем, кто действительно нуждается в такой поддержке от государства. В контексте расходов Бюджета и изменения парадигмы в соотношении между «издержками потребления» и «затратами развития» нужно провести аудит Пенсионного фонда, а также тщательный анализ среди получателей пенсий и социальной помощи.

Дорого жить: количество бедных в Украине выросло, несмотря на повышение зарплат и пенсий«Слово и Дело» собрало мнения политологов, экономистов и чиновников: далеко ли Украине до статуса состоятельной нации?

Такой кардинальный вариант все чаще звучит в кулуарах парламента, хотя подобные действия будут крайне враждебно восприняты наибольшей частью электората политиков - пенсионерами. Однако подход требует изменений, иначе ситуация закончится коллапсом, предупреждают экономисты. «К сожалению, правительственными инициативами уничтожается Пенсионный фонд. Не может пенсионная система работать, если у нее есть лишь треть собственных поступлений. Нужно отменять пенсии и устанавливать какой-то уровень помощи тем, кто не может работать», – считает народный депутат из фракции «БПП» Виктор Пинзеник, добавляя, что тот уровень «солидарных пенсий», который выплачивает государство, по сути, является недостаточным для обеспечения потребностей пенсионеров.

С такой позицией согласны и эксперты «Реанимационного пакета реформ». Так, в организации заявляют о сверхважности проверок по злоупотреблениям с начислением пенсий, субсидий, социальной помощи с целью дальнейшего выявления реального перечня людей, которые действительно нуждаются в государственной поддержке. «Опыт других стран, таких, как Грузия и Греция, свидетельствуют о значительном количестве выявленных злоупотреблений, устранение которых позволило нормализовать систему социальной защиты населения и направить высвобожденные средства на предоставление социальной поддержки тем лицам, которые реально в ней нуждаются. Учитывая большой объем пенсионных и социальных расходов, масштабы сбережений в результате ликвидации мошенничества и злоупотреблений могут составлять десятки миллиардов гривен», – отмечают эксперты.

Для осуществления подобных действий Минфин предложил принять ряд поправок в законы и Бюджетный кодекс, которые бы позволили чиновникам при проверке правомерности предоставления социальной помощи «получать информацию, содержащую банковскую тайну и персональные данные, без получения на это согласия физических лиц, которые подвергаются проверке, если такое согласие уже предоставлено другому центральному органу исполнительной власти». Впрочем, пока что профильный комитет парламента предлагает отклонить эту поправку как противоречащую конституционным правам граждан.

Следует также отметить, что еще 2 уровня пенсионного обеспечения – накопительная система общеобязательного пенсионного страхования и добровольного, негосударственного пенсионного обеспечения – до сих пор полноценно так и не заработали. Второй уровень планировалось ввести уже 4 раза, начиная с 2007 года, однако сроки снова перенесли – теперь уже на начало 2017 года. Количество граждан, которые присоединились к системе третьего уровня пенсионного обеспечения – крайне мала: это всего около 800 тыс. человек, тогда как активы негосударственных пенсионных фондов (деятельность которых является основой третьего уровня пенсионного обеспечения) не превышают 2,5 млрд грн. Это лишь около 1% от тех средств, которые выделили в 2015 году из Пенсионного фонда на обеспечение «солидарной» системы пенсий.

Что будет с пенсионной реформой в 2016 году?

В правительстве идет активная подготовка к проведению пенсионной реформы. Уже в 2016 году министр социальной политики Павел Розенко обещает провести аудит всех социальных выплат. Впрочем, без помощи парламента самостоятельно чиновникам эту проблему не решить. А вопросов к Верховной Раде хватает.

Чего стоит только тот факт, что уже более 6 месяцев Рада не рассматривает законопроект №2767 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий», который был внесен в рамках реформирования пенсионной системы. Документ является фактическим отражением необходимости внедрения полноценной трехуровневой пенсионной системы, о чем было сказано в Коалиционном соглашении.

У Розенко утверждают, что пенсии экс-чиновникам Януковича продолжают начислятьсяЗаместитель министра социальной политики Виталий Мущинин заявил, что пенсии чиновникам времен экс-президента Украины Виктора Януковича продолжают начисляться.

Скорее всего, без очередного «волшебного пенделя» от западных партнеров не обойдется. Реформировать пенсионную систему помогут в Международном валютном фонде. Так, проведение пенсионной реформы было согласовано с руководством Фонда как одно из ключевых условий получения дальнейшего кредитования.

Менять подходы в начислении пенсий нужно, учитывая и другие факторы. В частности, временную оккупацию Крыма, войну на Донбассе, преступные действия чиновников предыдущей власти. Ситуация выглядит абсурдно, когда экс-чиновники времен президентства Виктора Януковича до сих пор продолжают получать пенсии. Так, заместитель министра социальной политики Виталий Мущинин отметил, что государство продолжает начислять пенсии бывшим чиновникам. При этом, средства не используются, а аккумулируются на счетах экс-чиновников. «Сегодня, согласно действующему законодательству, у нас нет оснований не начислять пенсию. Нет приговора суда, нет никаких действий, связанных с тем, чтобы можно было законно остановить начисление пенсии. То есть эти средства откладываются, но они не используются человеком», – рассказал Мущинин.

Однозначно, кроме действий государства, вопросы пенсионного обеспечения требуют определенной «революции» в сознании каждого гражданина. Нужно наконец понять, что ни государство, ни кто-то другой не обеспечит украинцам достойную пенсию, если сам человек для этого не предпринял достаточных усилий. А даже если гражданин работает и откладывает себе на достойное пенсионное обеспечение, функция государства – не только обеспечить безопасность вкладов, но и стать партнером в информировании и обучении граждан в вопросах финансовой грамотности. Кроме того, что пенсионную систему нужно менять, людей необходимо к этому подготовить и научить пользоваться всеми возможными финансовыми механизмами по увеличению собственных накоплений.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...