«Закрытое» небо: к чему приведут авиасанкции против России?

Украина ввела санкции против Российской Федерации, включающие в себя ограничение воздушного пространства для ряда российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота». В ответ российское правительство ввело в действие «зеркальные меры».

Недавно Совет по нацбезопасности Украины решил наложить санкции на ряд российских авиакомпаний. В пятницу, 25 сентября, правительство запретило российским авиакомпаниям полеты в Украину. Попали в санкционный список крупнейшие российские авиаперевозчики, в том числе «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь». Запрет на полеты начнет действовать уже с 25 октября.

За Крым

На такой шаг украинская власть была вынуждена пойти из-за того, что российские авиакомпании продолжали летать, используя украинское небо, в оккупированный Крым. Еще в апреле 2014 года Европейская организация по безопасности аэронавигации «Евроконтроль» запретила полеты в Симферополь и Севастополь. Позже Госавиаслужба даже оштрафовала некоторых авиаперевозчиков из-за игнорирования запрета и нарушение воздушного пространства Украины. Поэтому из-за несоблюдения требований Совет нацбезопасности решил запретить летать российским авиакомпаниям.

Симметричный ответ: РФ закрывает воздушное пространство для украинских авиакомпанийВ Министерстве транспорта Российской Федерации приняли решение о закрытии воздушного пространства страны для украинских авиакомпаний.

Реакция российского правительства вполне ожидаемая: Минтранс приказал Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) направить авиакомпаниям Украины в качестве зеркальных санкций сообщение о прекращении использования воздушного пространства России с 25 октября 2015 года, а уже 29 сентября украинские авиаперевозчики получили письма о запрете.

Убытки на миллионы долларов

Запрет все же не шуточный. Еженедельно только «Аэрофлот» по маршруту Москва-Киев выполняет 35 рейсов, а еще более 20 авиаперевозок осуществляет «Трансаэро», и 14 рейсов у «Сибири». Но кроме Киева, Росавиация летает и в другие города Украины. Например, «Аэрофлот» выполняет более 20 рейсов в неделю в Одессу, «Трансаэро» и «Сибирь» летают туда по одному разу в неделю. Еще семь рейсов в неделю выполняет авиакомпания «Россия» по маршруту Санкт-Петербург–Киев. В общем, совокупное количество рейсов в Украину достигает почти полтысячи в месяц. Но из-за зеркальных санкций и украинские авиаперевозчики тоже не смогут летать в Россию. А это еще примерно 250 рейсов в месяц в разных городах Российской Федерации.

Премьер-министр Арсений Яценюк считает, что решение о закрытии воздушного пространства с украинской стороны было принято в ответ на российскую агрессию, поэтому зеркальные меры предосторожности, которые использовала Россия, беспочвенны. «Наши северные соседи начали безосновательно угрожать и вводить «меры» против украинских авиакомпаний. Хочу подчеркнуть: в международных отношениях ключевой принцип – это принцип взаимности. Если россияне думают, что они таким образом будут уничтожать наши авиакомпании, у них ничего не получится», – сказал глава украинского правительства.

Авиаперелеты для украинцев станут более дорогими и длительными – экспертСпециалист поделился соображениями относительно запрета на перелеты авиакомпаниям РФ над Украиной, ответной реакции и последствий.

Однако некоторые авиаперевозчики уже говорят о миллионных убытках и подорожании билетов. «Международные авиалинии Украины» сообщили, что из-за закрытия воздушного пространства и прекращения рейсов между РФ и Украиной на плечи каждого пассажира будет переведено примерно 2 доллара дополнительных затрат. В целом, ранее в МАУ отмечали, что прекращение полетов в Россию приведет к снижению доходов на 42 млн долл. в год. «Цифры, которые озвучивались ранее и варьировались от 35 млн долларов до 42 млн долларов, - это цифры недополученной МАУ прибыли от рейсов в РФ, без учета наших расходов. Если разделить эти убытки в 10 млн долл. на 5 млн пассажиров, перевозимых МАУ за год, условная «загрузка» на одного пассажира для компенсации этих расходов составит как минимум 2 долл. То есть закрытие воздушного сообщения между странами неизбежно приведет к удорожанию авиабилетов», – сказала корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая и отметила, что хотя и убытки от санкций немалые, однако МАУ не считает их критическими для авиакомпании. Кроме перевозчиков, пострадают и аэропорты. Например, Борисполь не досчитается 300 тыс. пассажиров в год, а убытки «Аэроруха» составят примерно 150 млн долларов в год.

Однако с точки зрения украинских международных авиалиний российский запрет может оказаться даже стимулирующей. Например, более половины пассажиров рейсов в Москву едут транзитом в Европу и США. А это значит, что та же МАУ сможет перевозить больше людей до конечного пункта и зарабатывать гораздо больше денег.

Впрочем, и в России, и в Украине понимают, что запрет обойти нельзя. С помощью альтернативных авиахабов можно будет добраться и в Москву, и в Киев. Так, с целью полетов в Киев/Москву могут использоваться аэроперевозчики Беларуси, Турции, Молдовы, Польши и т. д. Однако все маршруты иностранных авиакомпаний рассчитаны на пересадки в Риге, Стамбуле, Кишиневе или Минске, а значит, будут занимать больше времени и стоить дороже.

Плохо всем

Эксперты говорят, что от санкций на воздушное пространство пострадают обе страны. С точки зрения абсолютных показателей больше пострадает Российская Федерация, но только потому, что выполняла три четверти от всех перевозок между Украиной и РФ. Поэтому решение Совета нацбезопасности с точки зрения экономики будет иметь негативные последствия.

Украина оштрафовала российские авиакомпании на 600 млн гривенМинистерство инфраструктуры за нарушение российскими авиакомпаниями украинского воздушного пространства выписало штрафов более чем на 600 млн гривен.

«Российские авиакомпании перевозили больше пассажиров. Это около 70% от всех перевозок. Потому в этом смысле больше пострадают россияне, чем мы. Но нужно смотреть комплексно: за перевозку получают деньги не только авиакомпании, но и, например, аэропорты, а это не менее 10-15% прибыли. Следует отметить, что только в аэропорту «Борисполь» около 15% пассажиров с рейсов РФ, это более 1,5 миллиона пассажиров. Недополучит 150 млн долларов и «Аэрорух», который обслуживает перелеты», - отмечает в комментарии «Слову и Делу» главный редактор авиационного портала «Авиабаза» Богдан Долинце.

Поддерживает такое мнение и бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава. По его словам, если говорить об удельном весе последствий в доходах, то от принятого решения больше пострадают украинские авиалинии. «Последствия абсолютно негативные, особенно для Украины, поскольку это приведет к уменьшению количества рабочих мест в аэропортах. Кроме того, Украина недополучит валютную выручку за такой вид деятельности. Поэтому можно сказать, что вводить эти санкции было абсолютно не нужно», – подытожил эксперт.

Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...