Уже скоро в Украине должен кардинально измениться подход к ведению государственной службы. Правда, процесс реформирования управленческого аппарата чиновников осуществляется крайне вяло. На прошлой неделе народным депутатам так и не хватило необходимого количества голосов, чтобы начать рассмотрение правительственного законопроекта №2490 «О государственной службе», который предусматривает реформу государственной службы.
«То, что этот законопроект не набирает достаточного количества голосов – это сопротивление госслужбы к реформированию. То же самое мы видели при рассмотрении законопроекта о реформировании органов прокуратуры», – заявил глава фракции «Самопомощь» Олег Березюк во время пленарного заседания парламента.
Это уже не первый раз, когда парламентарии избегают ответственности за проведение реформы института государственного управления. Новый закон о госслужбе был принят в 2012 году, однако до сих пор не вступил в силу. Госслужащие продолжают работать по старому закону, принятому в 1993 году. Уже несколько раз народные депутаты вносили изменения, которыми откладывают начало работы госслужащих по новому закону. Последний раз нардепы внесли изменения в документ в декабре 2014 года, согласно которым закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года. Главный аргумент в пользу перманентного откладывания реформы – отсутствие средств для поднятия зарплат чиновникам, необходимость чего была прописана в законе. Мол, сейчас государство экономит на всем, так что чиновники могут и потерпеть.
Последний законопроект №2490 может наконец переломить традицию постоянного откладывания реформы государственной службы. Документ имеет все шансы быть принятым именно потому, что им также предполагаются другие подходы к формированию окладов чиновников, деньги на которые могут дать западные партнеры. В частности, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, документ разработан во исполнение распоряжений Кабмина относительно выполнения требований документов «О подписании Соглашения о финансировании (контракт для Украины по развитию государства)» и об имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Поэтому, впервые в истории, кроме финансирования из госбюджета, средства под законодательные изменения, в случае их принятия Верховной Радой, будут дополнительно предоставлены из-за рубежа.
Что касается самого закона, то в нем говорится о трех существенных нововведениях.
Впервые произойдет разделение административных и политических должностей. Согласно документу, на министерском уровне и на уровне управлений будут внедрены должности государственных секретарей. Согласно замыслу, государственная служба должна стать профессиональной деятельностью, выполнять поручения по разработке тех или иных нормативных актов должны профессионалы, тогда как должности министров будут распределяться по политическим признакам – для определения вектора развития той или иной отрасли и проведения реформ. Такой подход должен обеспечить профессионализм, системность и исключить политическое влияние на чиновников. Теперь министр по квоте какой-то из политических партий не сможет назначить на все ключевые должности в министерствах своих соратников, уволив перед этим представителей предыдущей команды. Данное нововведение также будет способствовать продвижению по государственной службе и уменьшит коррупционные риски, связанные с быстротечностью пребывания на должности. То есть, после вступления в силу, родственникам, кумовьям, любовницам, спонсорам получить влиятельную должность и использовать ранг госслужащего в свою пользу будет не так просто.
Вводятся открытые конкурсы на все чиновничьи должности. Это еще одна преграда непрофессиональным и коррупционным тенденциям в государственном управлении. Для этого будет создана конкурсная комиссия, которая будет формироваться из представителей Президента, парламента, общественных и экспертных организаций. Отбор будет происходить на конкурсной основе, а сама комиссия будет предлагать на ту или иную должность сразу несколько кандидатур, которые уже будут назначаться соответственно Президентом или Премьером.
Увеличение зарплат чиновникам путем гарантированной ставки оклада. Сейчас в структуре оклада госслужащего заработная плата составляет около 30%, тогда как остальные 70% – это различные премии и надбавки. В то же время, средняя зарплата чиновника в Украине не превышает около 3000 гривен, тогда как надбавки, премии и другие выплаты получают далеко не все, а уровень этих доплат существенно отличается. Такой подход порождает дополнительные коррупционные стимулы, а также значительно повышает субъективный фактор в формировании денежных вознаграждений госслужащим в отношениях между начальником и подчиненными. Кроме того, уровень оклада высшего чиновничьего корпуса, согласно новому законопроекту, составит около 15 минимальных зарплат.
В вопросе реформирования государственной службы самое главное сейчас – избежать ложного популистского подхода, согласно которому сегодняшняя власть пытается представить сокращение зарплат и чиновничьего аппарата, как безусловно положительный шаг. Очевидно, для того, чтобы определить уровень необходимых сокращений чиновничьего аппарата, нужно провести мониторинг на эффективность выполнения их функций. Следующим шагом должны стать переаттестация и определение оптимального количества чиновников для выполнения тех или иных задач. Параллельно с этим необходимо существенно повысить заработную плату тем профессионалам, которые действительно готовы строить карьеру эффективного государственного менеджера.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»