Предлагая финансовую и техническую помощь, соизмеримую с объемом реформ, европейские политики могут подтолкнуть украинское правительство к радикальным преобразованиям и дать шанс на успех.
Именно такую мысль высказал в своей статье для The New York Review of Books инвестор Джордж Сорос, передает «Украинская правда», пишет «Слово и Дело».
По его мнению, на пути Украины к изменениям можно устранить многие препятствия для бизнеса, но это требует существенной финансовой и технической поддержки со стороны ЕС. Без такой поддержки нужные Украине радикальные и быстрые реформы не могут быть успешными. Более того, учитывая риск неудачи правительство может даже воздержаться от продвижения таких реформ.
В то же время, объемы европейской поддержки и реформаторское рвение новой Украины взаимно усиливают друг друга. До сих пор европейцы держали Украину на коротком поводке, а правительство Арсения Яценюка не решалось взяться за радикальные структурные реформы.
«Европейские политические лидеры должны использовать мощную и малоупотребительную кредитоемкость самого ЕС, а также найти другие нетрадиционные источники, чтобы предложить Украине больший финансовый пакет, чем тот, что рассматривается в настоящее время. Это позволило бы украинскому правительству провести радикальные реформы», – пишет Джордж Сорос.
Среди таких источников инвестор определяет:
1. Европейская программа поддержки платежного баланса (применена для Венгрии и Румынии). Она имеет неиспользованные $47,5 млрд, а Европейский механизм финансовой стабильности (применен для Португалии и Ирландии) имеет примерно $15,8 млрд неиспользованных средств. Оба механизма пока доступны только для членов ЕС, но это правило может быть изменено решением квалифицированного большинства по предложению Европейской Комиссии.
2. Увеличение финансовой помощи со стороны ЕС позволило бы МВФ увеличить свой заем Украине на $13 млрд и превратить действующее соглашение «стенд-бай» на более долгосрочную программу расширенного кредитования. Это довело бы общий объем программы МВФ для Украины до размера, который в 15 раз превышает нынешнюю украинскую квоту – необычно высокий показатель, но прецеденты уже были, в частности, с Ирландией.
3. Бонды Европейского инвестиционного банка могут принести 10 миллиардов евро или больше. Эти деньги можно было бы использовать для присоединения Украины к единому европейскому рынку природного газа, а также для коренной реформы Нафтогаза – украинской газовой монополии. Такие изменения значительно повысили бы энергоэффективность Украины и принесли бы чрезвычайно высокую окупаемость.
4. Долгосрочное финансирование Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития для реструктуризации банковского сектора. Это может стать источником еще $5 миллиардов.
5. Реструктуризация суверенного долга Украины может освободить более $4 миллиардов дефицитных валютных резервов.
6. Украина должна также работать с долговым обязательствам в $3 миллиарда перед российским правительством, которое нужно выплатить в 2015 году. Россия может добровольно согласиться на отсрочку украинских платежей, чтобы помочь будущему ослаблению санкций против нее.
Читайте также: Спасет ли приезд миссии МВФ в Украину от дефолта?
«Названных мною дополнительных источников финансирования должно быть достаточно, чтобы обеспечить новый финансовый пакет в $50 миллиардов или больше... Это коренным образом изменило бы ситуацию. Украина начала бы радикальные реформы, и, вместо балансирования на грани банкротства, превратилась бы в землю обетованную, которая притягивает частные инвестиции», – говорится в статье.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»