Проект строительства мостового перехода между украинской Керчью и российской Таманью, подписанный 17 декабря президентами В. Януковичем и В. Путиным в Москве, не зря вошел в перечень главных приоритетов сотрудничества двух стран. Шутка ли, строительство предполагает возведение прямого транспортного соединения между Россией и Крымом. Разговоры о необходимости строительства подобного объекта велись уже давно, однако разговорами все и заканчивалось.
Крымчане давно ждут реализацию данного проекта и относятся к нему весьма лояльно, однако на сегодняшний день строительство крымско-российского моста было лишь поводом для предвыборных спекуляций и межвыборного популизма. К слову, построить мост Керчь-Кубань в 2007 году обещала и экс-премьер-министр Юлия Тимошенко, но не успела.
В России же со стратегической точки зрения переход Керчь-Кубань должен послужить созданию еврорегиона (экономического района) «Крым-Кубань» с центром в предолимпийском Сочи. Подтверждением этому является тот факт, что впервые о необходимости строительства подобного перехода Янукович с Медведевым заявили еще в 2010 году. Тогда ярый сторонник украинско-российской интеграции Вадим Колесниченко заявил, что переход будет построен к проведению Олимпийских игр в Сочи. На сегодняшний день понятно, что к стартующей через полтора месяца Олимпиаде в Сочи строительство перехода даже не начнется, что подтверждает скепсис ряда оппозиционных политиков относительно данного проекта.
«Я убежден, что это проект, который никогда не будет реализован. Самой возможности строить такой мост или такой переход, согласно геологическим условиям, которые сформированы у нас в той местности, это сделать технически невозможно», - сказал в эфире Радио Свобода народный депутат от партии «УДАР» Павел Розенко.
"Когда я слышу о транспортном переходе через Керченский пролив, я думаю, что это ни что иное, как политическая пропаганда», - высказался народный депутат от партии «Батькивщина» Сергей Соболев.
В Украине российские проекты регионального сотрудничества малоизвестны широкой публике. Однако на территории Украины уже функционирует межрегиональное образование еврорегион «Донбасс», который объединяет украинские Донецкую и Луганскую области с российской Ростовской областью. Сотрудничество предполагает налаживание связей, в первую очередь, в экономической отрасли, упрощении таможенных процедур, экологическом и научном сотрудничестве и т.д. В целом в Украине 10 областей входят в 16 еврорегионов («Днепр», «Слобожанщина», «Ярославна», «Карпаты», «Буг», «Донбасс» и пр.). Создание еще одного еврорегиона «Керчь-Кубань» власти Крыма восприняли позитивно, а строительство моста в этом процессе должно стать ключевым элементом.
Что значит подобная региональная интеграция пограничных регионов Украины и России в дальнесрочной перспективе – ползущую евроинтеграцию России через Украину, реализацию евразийской концепции Владимира Путина или обычное углубление связей регионов – покажет только время. Какой-либо реакции высших эшелонов украинской власти на подобные процессы не видно, от чего создается впечатление, что они этим попросту не интересуются.
Отходя от региональных перспектив и возвращаясь к перспективам глобальным, отметим, что эксперты позитивно расценивают строительство транспортного сообщения между Керчью и Кубанью.
"На фоне резкого падения российского транзитного грузопотока, Украине следует искать альтернативные варианты по привлечению этих грузов. Строительство транспортного перехода через Керченский залив – один из шагов в этом направлении", - заявил руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.
Кроме транспортных и логистических выгод, будущих переход должен послужить развитию туристической отрасли Крыма. Строительство перехода, по подсчетам, обойдется в 1,5 - 3 млрд. долл. и будет проводиться на паритетном финансировании. В следующем году планируется определить будущий тип транспортного перехода - в виде тоннеля или моста.
Станет ли новый инфраструктурный объект знаковым для Крыма или же будет почвой для популизма – вот в чем главный вопрос повестки дня строительства перехода на сегодня. Необходимость развития транспортной инфраструктуры в глобализированном мире очевидна, как и перспектива превращения полуострова в транспортный узел континентального значения (новый международный транспортный коридор из Европы в Азию). Однако для обоюдной выгоды двум странам важно убрать из процесса политическую составляющую и воспользоваться логикой экономической целесообразности.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»