Минэкологии: 100 дней неоднозначных решений

В новом Кабмине есть несколько министерств, деятельность которых мало чем запомнилась украинцам за последние 100 дней. Среди них – Министерство экологии и природных ресурсов. Возглавил ведомство молодой и амбициозный юрист Игорь Шевченко. При распределении министерских портфелей, квота Минэкологии была закреплена за фракцией «Батькивщины». Впрочем, по информации СМИ, предложить кандидатуру господина Шевченко на должность министра лидера партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко попросил сам Президент Петр Порошенко.

Уже в январе 2015 года нового главу Минэкологии публично обвинили в трудоустройстве в Министерство одиозных кадров, близких к экс-министру энергетики Эдуарду Ставицкому. Господин Ставицкий был особенно близок к бывшему президенту Виктору Януковичу и его ближайшему окружению и принимал активное участие в различных коррупционных схемах пропрезидентской «Семьи». В частности о резонансных подробностях старых коррупционных схем под патронатом нового руководства Минэкологии в своем блоге рассказала экс-уполномоченный правительства Украины по вопросам антикоррупционной политики, а ныне народный депутат от «Народного фронта» Татьяна Чорновол. Речь идет о продолжении коррупционных деяний по утилизации вредных отходов под руководством бывших соратников режима экс-президента Януковича, а именно господина Ильи Марчевского.

Эксперты-экологи в один голос говорят о продолжении коррупционных схем в Минэкологии и указывают на некомпетентность самого министра именно в проблемах профессионального подхода к внедрению экологической политики в Украине. «Кроме того, нет аппарата, команды Минприроды. За все время 100 дней назначена одна кандидатура только буквально месяц назад. Кабинет министров постоянно блокирует и отклоняет его кандидатуры, аргументируя это тем, что они не прошли процедуры проверки на госслужбу. Но на самом деле большая вероятность того, что идет партийная борьба. У министра есть своя теневая команда советников, а аппарат работает отдельно», – рассказывает о своих впечатлениях от работы ведомства исполнительный директор Международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» Елена Кравченко. Выразила сомнения в компетенции нового министра и председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. По ее мнению, больше всего вопросов вызывает именно кадровая политика нового главы Минэкологии. «Я считаю, что в некоторые органы власти «люди Януковича» не только возвращаются, но они оттуда не выходили. Отсутствие у нового министра профильного образования, опыта работы в такой отрасли, непонимание сложности и остроты экологических проблем, слабость воли к преодолению коррупции, и главное – отсутствие видения реформы природоохранной отрасли, не дает оснований надеяться на положительные изменения», – считает госпожа Тимочко.

Безусловно, наибольший резонанс в экспертной среде и среди общественности вызвала неоднозначное инициатива Минэкологии уменьшить радиус площади так называемой 30-километровой зоны вокруг печально известной Чернобыльской атомной электростанции до 10 километров. Эксперты считают, что смелая инициатива ведомства – не что иное, как попытка провернуть очередную коррупционную схему с подведомственными земельными ресурсами. Опасность заключается не только в загрязненности территории вокруг ЧАЭС, но и в планах Минэкологии автоматически уменьшить количество людей, имеющих статус чернобыльцев. То есть в правительстве в очередной раз используют сомнительные подходы, стремясь сэкономить на льготах для пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. «Сегодня Минэкологии не решает экологических проблем. Минэкологии в погоне за сверхприбылями. Это показывает последняя ситуация с решением уменьшить зону ЧАЭС. Минэкологии занимается зарабатыванием средств и выдачей лицензий на использование природных недр, а не вопросами экологического кризиса. За этим стоит только уменьшение расходов на чернобыльские программы. За 100 дней человек, который возглавляет такую структуру, должен показать хотя бы какой-то результат, но этого так и не произошло», – считает специалист по вопросам охраны здоровья и экологии Владимир Каспрук. «Территорию можно будет использовать под новое производство, то есть таким образом можно начинать строительство новых предприятий. Минэкологии ищет способы заработать на «зоне отчуждения», хотя ЧАЭС будет опасной еще 20 тысяч лет», –подтверждает слова своего коллеги эксперт по экологическим вопросам Александр Мазуркевич. Кроме того, по мнению экологов, инициатива Минэкологии может пригодиться при очередном перераспределении сфер влияния – например, для «бронирования» бывших загрязненных территорий ЧАЭС для новых объектов промышленности или строительства.

Система народного контроля «Слово и Дело» зафиксировала всего 5 обещаний нового министра экологии и природных ресурсов. В частности, господин Шевченко пообещал обновить Национальную экологическую стратегию в течение 2015 года и назначать директоров природных заповедников по результатам открытых и прозрачных конкурсов. Также в Минэкологии обещают привлекать инвесторов для строительства мусороперерабатывающих заводов у переполненных полигонов и разработать качественную нормативную базу, регламентирующую все аспекты получения документов разрешительного характера для соблюдения экологических стандартов. Также среди позитивов в работе Министерства следует напомнить о подписании грантового соглашения с ЕБРР о предоставлении 350 млн евро на достройку защитного сооружения Чернобыльской АЭС. Также министр утвердил межправительственный договор между правительствами Украины и Германии в рамках немецкого гранта на 14 млн евро до 2020 года, предусматривающий создание экологической полиции, защиту заповедников, введение спутникового мониторинга по контролю за вырубкой леса.

Критика экологов касательно некомпетентности нового министра имеет право на существование. Впрочем, не следует забывать, что нынешний министр – профессиональный юрист и имеет большой опыт и связи в отечественных юридических кругах. Вероятно, его назначение связано именно с разработкой более совершенной юридической базы для решения всего массива экологических проблем в Украине. Одной из ключевых задач, определенных руководством министерства, является законодательное закрепление прозрачных правил конкурсной выдачи и аннулирования лицензий на недропользование с четким перечнем оснований и процедуры их аннулирования, публичной процедуры выбора лицензиата, а также создание системы выявления и недопущения к недропользованию недобросовестных и фиктивных (подставных) юридических лиц. Надо отдать должное  первый шаг в этом направлении Игорь Шевченко уже совершил: Минприроды открыло для общего доступа информацию о владельцах всех спецразрешений на разработку месторождений природных ископаемых, а также основания и специальные условия для выдачи таких разрешений. Теперь соответствующая информация стала доступной на отдельном сайте и может служить первым реальным шагом для дальнейшего предупреждения коррупционных действий в сфере добычи полезных ископаемых.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

Загрузка...