В украинских реалиях тема Крыма отошла на второй план. После Революции Достоинства украинским политикам с легкостью удавалось только удачно пиариться на теме возвращения Крыма, раздавая в предвыборном угаре сотни обещаний и идей касательно светлого будущего полуострова в составе сильной Украины. Вскоре, после активизации боевиков и российских наемников на Донбассе, и нынешней власти, и всему украинскому обществу пришлось сосредоточить все свои силы для недопущении сепаратистских настроений на прочих территориях материковой Украины.
В то же время высшее руководство России хладнокровно признается в запланированной аннексии Крыма, снимая про это красочные фильмы в лучших традициях «бондиады». При этом, используя Крым в целях пропаганды успешного продвижения «русского мира» в Москве так же, как и в Киеве не слишком заморачиваются по поводу невыполненных обещаний для жителей Крыма.
Руководство России на самом высоком уровне обещало в буквальном смысле «золотые горы» жителям Крыма. Так, президент России Владимир Путин пообещал еще в 2014 году выделить около 2 млрд рублей на модернизацию больниц, создать отдельные вооруженные силы полуострова, решить «исторические проблемы» крымских татар, ввести 3 государственных языка: русский, украинский, крымско-татарский.
Не менее плодотворным на обещания для жителей Крыма был и премьер-министр России Дмитрий Медведев. Еще весной 2014 года он пообещал крымчанам, что заниматься делами полуострова в российском правительстве будет отдельно созданное министерство, а в самом Крыму будет создана специальная экономическая зона для привлечения инвестиций. Также господин Медведев пообещал решить проблему энергетической зависимости от материковой Украины и проблему дефицита пресной воды. Некоторые из обещаний российского премьера таки были выполнены: например, в конце октября правительство РФ действительно приняло решение о создании «свободной экономической зоны в Крыму» – для инвесторов предусмотрено освобождение от ряда налогов на срок до 10 лет, а также снижены административные барьеры.
И пока высшее российское руководство обещает Крыму благополучие и процветание, местные чиновники, пользуясь полной поддержкой федеральных властей, используют ситуацию в свою пользу. Речь идет о масштабном дерибане крымской собственности, которую скромно назвали «национализацией», а на самом деле речь идет о «переприватизации» – изменении владельцев перспективных объектов промышленности, недвижимости, инфраструктуры. Дошло до того, что самопровозглашенный глава Крыма Сергей Аксенов пообещал прекратить процесс «национализации» с 1 марта этого года, чтобы «лишить потенциальных инвесторов возможных опасений». В конце концов, господин Аксенов не чурается и откровенно популистских заявлений, вроде обещания провести военный суд над Президентом Украины Петром Порошенко в связи с его заявлением о намерении вернуть Крым в состав Украины.
За год российские власти так и не выполнили большинство из своих обещаний. Увеличение зарплат и пенсий порадовало крымчан недолго: подорожание продуктов питания и обесценивание рубля быстро ударило по потребительским возможностям жителей полуострова. А падение экономической активности в регионе в связи с его полной международной изоляцией наблюдается во всех сферах жизни Крыма. Как свидетельствуют данные экспертов, все-таки в составе Украины жителям Крыма жилось лучше: по крайней мере полуостров был обеспечен энергоресурсами, пресной водой, качественными и дешевыми продуктами питания и большим потоком туристов.
Впрочем, невыполненные обещания российских властей пока не отразились на настроениях крымчан, которые в основной массе своей остаются довольны вступлением в состав Российской Федерации. И период «медового месяца» продлиться еще долго, утверждают эксперты.
Украинским властям пока ничего другого не остается, как только обещать «возвращение» Крыма в состав Украины в ближайшем будущем. Поскольку военной возможности для этого пока нет, власть лелеет призрачные надежды на то, что когда-то Крым вернется в состав Украины, соблазнившись на лучшую экономическую ситуацию в нашем государстве. В своих подходах к решению проблемы полуострова, украинские политики похожи на своих российских коллег: они так же пытаются играть на патерналистских ожиданиях крымчан.
Так, в связи с годовщиной аннексии полуострова, Президент Украины Петр Порошенко уже успел пообещать, что Украина вернет контроль за всеми временно оккупированными территориями и отстроит новый Крым. Он также пообещал, что Украина никогда не откажется от своих суверенных прав на Крым и будет защищать всеми доступными методами права людей, которые там живут. При этом ранее Президент пообещал, что вернуть Крым в состав Украины удастся мирным путем, без военного вмешательства. «Я уверен, что мы выиграем экономическое, демократическое, либеральное соревнование за сознание, за настроение крымчан, потому что мы будем более эффективными, мы будем некоррумпированными, мы будем демократическими, мы будем свободными. И уровень жизни в Украине за административной границей с Крымским полуостровом будет намного лучше. И это единственный путь, которым мы можем выиграть битву за наш Крым», – заявил Президент Украины.
Год назад неготовность нынешней украинской элиты к решительным действиям по захвату Крыма русскими войсками привело к аннексии полуострова. В марте 2014 тогдашний и.о. Президента и председатель Верховной Рады Александр Турчинов и премьер-министр Арсений Яценюк уверяли украинцев в том, что «действия российских военных в Крыму являются временными и не приведут к отсоединению Крыма». Позже бывший заместитель и.о. главы Администрации Президента Андрей Сенченко рассказал и о позиции тогдашнего лидера партии «УДАР» Виталия Кличко относительно спасения Крыма. «На мой взгляд, виноват в сдаче Крыма господин Кличко. Потому что 23 февраля (2014 года – «Слово и Дело») мы уже имели в крымском парламенте, это я вам говорю как крымчанин, 76 голосов из 100 за снятие Константинова и Могилева. И можно было это 23-го провести. И когда возник вопрос о том, что по Конституции Крыма должно быть согласие Президента на смену премьер-министра в Крыму, то не смогли этого сделать, потому что Кличко уперся и сказал «Пока «шахматку» по всей стране не поделим, я против». Что такое против? В противном случае, говорит, я не подпишу коалиционное соглашение, не будет правительства страны и так далее. Я напомню, тогда еще не было власти вообще», – раскрыл некоторые закулисные подробности торгов тогдашних революционных лидеров господин Сенченко.
В настоящее время господин Яценюк обещает снять фильм под названием «Крым: Преступление и наказание» в ответ на пропагандистскую документальную картину российской власти, в которой высшее руководство России – президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу – откровенно признаются в своей непосредственном участии в аннексии Крыма. По мнению премьер-министра, этот фильм может стать доказательством для будущего судебного процесса над нынешним российским руководством в международном трибунале. Громкие заявления, очевидно, намного более выигрышная стратегия для повышения своего политического рейтинга, чем реальные дела. Так, господин Яценюк в мае 2014 года пообещал создать в Киеве политический, общественный, информационный, культурный, образовательный и научный центр для национальных меньшинств и коренных народов Крыма – «Крымский дом». Однако дальше обещаний дело не пошло: по состоянию на конец 2014 года в ЕГРПОУ отсутствуют какие-либо данные о регистрации ГП «Крымский дом», а здание бывшего ипподрома, которое предварительно была предоставлено киевской властью для создания центра, находится в судебном споре, а также требует неотложного ремонта.
Возвращение Крыма в состав Украины – слишком амбициозная цель для нынешней украинской власти. Возможно, лучшим доказательством способности решить проблему Крыма в украинских реалиях для действующего правительства станет задача по решению судьбы переселенцев с полуострова. Тех людей, которые не захотели променять свою гражданскую позицию, политическую и экономическую свободу на призрачные ценности «русского мира». По данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения граждан Украины, в конце 2014 года из Крыма и Севастополя на территорию материковой Украины официально переселились 19 тысяч 907 человек. В масштабах количества всего населения полуострова, а это почти 2 млн человек, переселенцы составляют всего 1% жителей Крыма. Возможно, именно поэтому украинская власть не слишком проникается проблемами крымчан и будущей судьбой Крыма?
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»