Исторически так сложилось, что украинская политика, как внутренняя, так и внешняя, имеют свою особенную колоритную специфику. Внутри страны ее жители отличаются крайним терпением и безмерной снисходительностью ко всевозможным экономическим притеснениям и нередким ограничениям гражданских свобод. Долгие годы научили украинцев приспосабливаться и пользоваться слабостями коррумпированного государства себе на пользу, выторговывая возможности и выгоды.
Увы, но и на внешней арене украинские политики тоже пытаются лишь торговать. Торгуют тем, что еще осталось: политическим курсом и позицией – для экономических преференций, украинской территорией - как рынком сбыта, украинским зерном на годы вперед - в обмен на кредиты, чернобыльскими страшилками – для финансовой помощи и так далее. Сплошное копошение и суета не вызывают уважения.
Вплоть до дня подписания Соглашения об ассоциации, европейский выбор Украины никто не ставил под сомнение, а главными условиями подписания Соглашения было выполнение ключевых требований ЕС - даже без решения вопроса Тимошенко, принятия закона о выборах и прокуратуре.
Однако на последних этапах переговоров суть вопроса подписания Соглашения переместилась на сумму компенсаций, которую ЕС готов выплатить Украине за приверженность европейской интеграции, хотя европейцы настаивали на том, что пункты Соглашения полностью учитывают возможные убытки страны. Вопрос, конечно, спорный, но сейчас не о нем, а о политических страстях вокруг самого выбора.
Активные заявления представителей иностранных государств после нарастания антиправительственных протестов показали, что за Украину они готовы бороться.
Американцы устали от геополитических фиаско, а европейцы – от безрезультатной soft power (их пресловутой политики «мягкой силы»). Последний год на внешнеполитической арене альянс США-ЕС потерпел ряд знаковых неудач.
Показательно, что в разгар протестов в Киев приехал сенатор США Джон Маккейн – именно тот Маккейн из Республиканской партии, который был главным противником Барака Обамы на последних президентских выборах. Он, как и все республиканцы, - приверженец более активных действий на внешней арене, чего не скажешь о демократе Обаме, который все годы своего президентства концентрируется на внутренней политике.
После сокрушительного проигрыша в дипломатическом разрешении вопроса утилизации химического оружия в Сирии Владимиру Путину американский президент был раскритикован своими же соотечественниками. Поэтому приезд Маккейна в Украину, по мнению западных СМИ, свидетельствует об изменениях в настроениях Белого Дома и принятии более активной позиции на международной арене.
Что уж говорить о Европе… Отказ правительства Украины от подписания Соглашения после срыва подобных переговоров с Арменией стал для европейцев откровенным шоком. СМИ заговорили о том, что европейский стиль дипломатии «мягкой силы» не оправдал себя.
Предполагаем, что именно эти предпосылки на фоне бушующего моря украинцев, желающих продолжить евроинтеграцию, послужили причиной для активизации западных политиков в Украине, благо, она - благодатный объект для манипуляций.
Ведь, по сути, внешней политики у Украины нет, как и авторитета на внешней арене. Откуда ему взяться, если его не уважают, лишь используя, извне и не уважают, лишь сосуществуя, внутри?
Радует только все тот же национальный колорит, который подразумевает некую черту, за которой долгое украинское терпение заканчивается. Сегодня поводом для раздумий послужил срыв подписания Соглашения об ассоциации, а спусковым механизмом для активных действий - силовой разгон Евромайдана.
Беспокоит, что вся эта активность будет оправдана лишь тогда, когда вместо бунта появится план действий, вместо воззваний и лозунгов родятся новые законы и правила, а вместо жадных и суетливых приспособленцев от власти и оппозиции вырастут новые лидеры и государственные деятели.
Сегодня в котле Евромайдана рождается новое национальное блюдо, замешанное на неравнодушии, сопереживании, самоотверженности и ответственности. Но это блюдо готовят простые люди, без рецепта и повара, который бы мог превратить его в деликатес и подать на стол в готовом виде. Нет у нас сейчас таких поваров. Но есть здоровый украинский аппетит и стремление сделать не экономический, а мировоззренческий выбор для здорового будущего своих детей в другой Украине.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»