Взрывоопасный Харьков: «пятая колонна на марше»?

Читати українською

Спланированная террористическая диверсия в Харькове во время мирного марша единства, посвященного годовщине событий Революции Достоинства, унесла жизни трех человек, еще 11 участников шествия были госпитализированы с ранениями. Учитывая близость фронта и границы с Россией это большой повод для нервозности для мирных жителей города-миллионника. СБУ объявила наивысший уровень антитеррористической готовности в Харькове и уже задержала нескольких подозреваемых в совершении воскресной диверсии. По данным силовиков, 22 февраля в Харькове готовился целый ряд терактов.

Учитывая межгосударственный резонанс событий в Харькове, реакция местных властей была более чем вялой. В официальном комментарии по поводу теракта, мэр города Геннадий Кернес заявил, что «то, что произошло вчера – принесено в Харьков извне». «Те, кто с помощью подобных акций думают расшатать ситуацию в городе, – я уверен, своего не добьются. Харьков был, есть и будет неотъемлемой частью Украины. А акции «запугивания»  такие, как сегодняшний взрыв – будут только объединять харьковчан вокруг общих ценностей: мира, единой страны и неприятия терроризма», – говорится в официальном обращении харьковского городского главы.

Слова главы города о мире, покое и ценности вызывают некоторые несоответствия адекватным действиям харьковской власти, учитывая постоянно растущее количество террористических угроз в городе. Начиная с августа 2014 года, в Харькове регулярно происходят различного рода террористические акты, которые носят ярко выраженный антиукраинский характер. По подсчетам МВД, за 6 месяцев в Харькове раздался 21 взрыв, в результате чего пострадали 26 человек. Кроме того, в городе работают так называемые «телефонные террористы», которые чуть ли не ежедневно сообщают о минировании различных объектов. Перечислим только несколько громких терактов, которые всколыхнули город за последние полгода:

1. В ночь на 4 августа 2014 года неизвестные выстрелили из огнемета по Харьковскому областному военкомату. Пострадавших не было.

2. Аналогичное нападение произошло в ночь на 8 сентября, но уже на помещение военкомата Орджоникидзевского и Фрунзенского районов.

3. 19 октября прошлого года неизвестный совершил два выстрела из реактивного противотанкового гранатомета по складам горюче-смазочных материалов воинской части, которая располагается в Харькове на проспекте Фрунзе.

4. 9 ноября 2014 года в пабе «Стена», который находится в центре Харькова, прогремел мощный взрыв. В результате – 13 пострадавших, двое из которых – в тяжелом состоянии. Уже сегодня советник министра внутренних дел, народный депутат Антон Геращенко сообщил, что двух арестованных террористов, виновных в организации взрыва, освободили в рамках обмена пленными.

5. Вечером 24 ноября на Холодной Горе у воинской части прогремел мощный взрыв. А ночью 2 декабря неизвестные взорвали взрывчатку у ворот военной части 3017 Национальной Гвардии Украины.

6. Наконец, последний серьезный теракт, который предшествовал вчерашним событиям, произошел уже 19 января 2015 года около Московского районного суда Харькова. Во время судебного процесса над активистом Майдана и добровольцем АТО Михаилом Соколовым, прогремел взрыв. В общем, с ранениями различной степени тяжести, пострадало 13 человек.

Перечень только реализованных терактов является неполным, если не учитывать и другие угрозы. Напомним, Харьков был и остается одной из главных электоральных баз экс-«регионалов»: местная элита – ставленники бывшей власти, к тому же, крайне лояльны к Кремлю, начиная от защиты русскоязычного населения, заканчивая трепетным отношением к постсоветским ценностям. К тому же, во время прошлогодних революционных событий в столице, именно Харьков и Одесса стали двумя главными центрами вербовки граждан для организации так называемого «Антимайдана». Тогда как существование и антиукраинская деятельность харьковского движения «Оплот» – вообще не вызывает никаких сомнений: местная власть действует (или наоборот – ничего не делает) вопреки интересам суверенной Украины.

Последние результаты исследований социологов констатируют: большинство населения Харькова – не являются сторонниками независимой Украины. Так, по данным компании Украинский социологический стандарт, количество патриотов составляет лишь 25%, пророссийски настроенные граждане составляют 35%, а остальные 40% не определились с позицией.

Учитывая это, вполне вероятно, что нынешняя харьковская верхушка пользуется пророссийскими настроениями себе в угоду. Именно поэтому, местные власти не слишком озабочены результатами расследований террористических актов. Большинство (87 из 100) депутатов местного совета – представители бывших «регионалов», которые будут действовать на упреждение, выбирая удобную позицию для любой политической конфигурации. Не исключено, что именно поэтому они оставляют удобный плацдарм для будущей публичной измены Украины и всего, что с ней связно.

Еще одна деталь, которую невозможно обойти стороной. Еще весной 2014 года ГПУ вручили господину Кернесу сообщение о подозрении в совершении преступлений сразу по трем статьям: по ч. 2 ст. 146 (незаконное лишение свободы или похищение человека), ч. 2 ст. 127 (истязание) и ч. 1 ст. 129 (угроза убийством) Уголовного кодекса. Печерский районный суд города Киева избрал харьковскому мэру меру пресечения в виде частичного домашнего ареста. Впрочем, после покушения на его жизнь в апреле 2014 года, Генпрокуратура приостановила следствие и возобновила дело против харьковского городского головы только в начале августа прошлого года. Вернувшись после лечения в Украину, Геннадий Кернес сразу же заявил, что все уголовное дело против него – сфабриковано. «Я говорил, что это дело сфальсифицировано Аваковым, я (и сейчас – СИД) говорю, что это дело сфальсифицировано Аваковым и аффилированными с ним лицами. Это дело яйца выеденного не стоит», – заявил Кернес сразу же после длительного сложного лечения.

Именно после возобновления уголовного дела в отношении мэра Харькова в августе 2014 года и начались системные террористические атаки и диверсии. Следует отметить, что последний теракт также произошел на фоне усиления работы следственных органов относительно персоны господина Кернеса. В начале февраля министр внутренних дел Арсен Аваков в одном из своих интервью сообщил о том, что уголовное дело в отношении господина Кернеса вскоре будет передано в суд. Вероятно, не следует отвергать тезис о невозможности удержать власть в Харькове под контролем, в случае устранения Геннадия Кернеса с должности городского головы. То есть, другими словами, кое-кто (в том числе – и за пределами Украины) может быть не заинтересован в таком развитии событий.

Наличие всех вышеперечисленных опасностей вызывает вполне логичный вопрос: почему же нынешняя украинская власть с целью нейтрализовать вредные влияния внутри государства, не избавится от негативных воздействий нынешней харьковской «элиты»? Прямого ответа на этот вопрос мы не получим, но есть один существенный индикатор, которые позволяет по-настоящему оценить склонность преодолевать потенциальные угрозы нынешними руководителями государства. Речь идет о результатах внеочередных парламентских выборов в октябре 2014 года. Как известно, в самом Харькове и в целом по региону победу в мажоритарных округах получили бывшие представители «регионалов», но уже под брендом «Оппозиционного блока». Так, из 14 мажоритарных округов, только на одном (№169, г. Харьков, Киевский район) победу одержал представитель «Народного фронта» Александр Кирш.

Почему так сложилось – проследить нетрудно. Именно в пропрезидентской партии «Блок Петра Порошенко» почему-то так и не нашлось достойных соперников харьковским кандидатам-«регионалам». Существует вероятность, что нынешняя власть за короткий период времени не нашла ресурсов и не сумела наладить контакт с патриотами Харьковщины, после чего просто отказалась бороться за эту пограничную область. Слобожанщина оказалась слабым звеном и с точки зрения кадровой поддержки пропрезидентской команды. Даже назначение в Администрацию Президента харьковчанина, бывшего медиа-магната Бориса Ложкина, не дало ожидаемого эффекта для мобилизации новых харьковских элит на борьбу с «пятой колонной» представителей прежней власти. Очевидно одно: без устранения сепаратистских рисков как, Харьков в скором времени может превратиться в еще одну зону особого напряжения на Востоке Украины.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: