«Лицензионные страхи» дерегуляции

Верховная Рада 8-го созыва наконец взялась за процесс дерегуляции. Упрощение процедур ведения бизнеса – одна из ключевых сфер реформирования, которая позволяет значительно сократить коррупционные влияния и усилить позиции Украины в международных рейтингах конкурентоспособности. Западные партнеры Украины неоднократно сосредоточивали внимание украинских чиновников и народных депутатов на необходимости дерегуляции отечественной экономики именно в сфере упрощения процедур для регистрации и лицензирования всех видов бизнеса. Очевидно, прогресс в данном вопросе также окажет огромное влияние на принятие решения о предоставлении кредита МВФ и притоке иностранных инвестиций в нашу страну.

На днях Верховная Рада сделала сразу два шага на пути к дерегуляции: поддержала правительственный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса» и взялась за упрощение процедуры лицензирования.

Последний шаг предусматривал голосование за законопроект №0934 авторства народного депутата Александры Кужель (фракция «Батькивщины»). Документ был внесен еще во время работы предыдущего, 7-го созыва парламента – в апреле 2014 года, а включен в повестку дня лишь 12 февраля 2015 года. Прежде всего законопроект предлагает значительно сократить (с 56 до 27) и унифицировать процедуры получения и лишения лицензий. Также предлагается создать специальный правительственный совещательный орган при Кабинете министров, который бы разрабатывал лицензионные условия и вносил соответствующие изменения в них. Согласно законопроекту, за выдачу лицензии предусматриваться разовая плата в размере одной минимальной зарплаты, а в случае выдачи лицензии Советом министров АР Крым или местным органом исполнительной власти – 10% от указанного размера. Также документ четко определял 10 оснований для принятия решения об аннулировании лицензии, среди которых – нарушение лицензиатом лицензионных условий, выявление недостоверности данных в подтверждающих документах, поданных субъектом хозяйствования, составления акта об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования.

Впрочем, пока что принятие законопроекта сами нардепы оставили под вопросом. В частности, народные избранники из фракций «Народного фронта», Оппозиционного блока» и депутатской группы «Экономическое развитие» не поддержали законопроект во втором чтении и, в конце концов, отправили его на доработку и повторную процедуру принятия. Дискуссии в сессионном зале вызвали вопросы перечня видов лицензирования. «Дерегуляция нужна, сокращение лицензий нужно, но когда предлагается внести норму о том, что захоронение ядерных отходов будет происходить без лицензий, то есть из Украины в очередной раз хотят сделать «могильник», – я такой шаг не поддерживаю и поэтому не голосовал за законопроект», – рассказал журналистам «Слова и Дело» в кулуарах парламента народный депутат от депутатской группы «Экономическое развитие» Антон Яценко. «За законопроект не проголосовала проправительственная фракция «Народного фронта», хотя профильный министр с трибуны призывал поддержать этот законопроект. Очевидно, мы видим, что правительство во главе с премьер-министром не понимают, что нужно наконец начать борьбу с коррупцией», – считает народный депутат Степан Ивахив (депутатская группа «Воля народа»).

Это уже не первая попытка Верховной Рады сократить количество лицензий для ведения бизнеса. Так, в 2010 году народные депутаты приняли закон, которым было отменено лицензирование 23 видов хозяйственной деятельности из 66-ти. Среди прочего, освобождались от лицензирования процессы, связанные с поиском и разведкой полезных ископаемых, добычей полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а также производство и прокат металлов и драгоценных камней, проведение геодезических и картографических работ. Эксперты в то время отмечали, что данное решение было победой парламентского лобби крупного бизнеса, который воспользовался ситуацией смены власти, а именно избранием Президентом Украины тогдашнего представителя «Партии регионов» Виктора Януковича.

Само соревнование групп влияний может быть истинной причиной затягивания принятия важного для бизнеса закона о лицензировании. Сейчас выглядит так, что рассмотрение законопроекта госпожи Кужель всячески блокировался со стороны руководства Кабмина еще с апреля прошлого года. Напомним: именно Арсений Яценюк, начиная с марта 2014 года, уже во второй раз занимает пост премьер-министра. В чем же причина блокирования столь необходимого шага на пути к реформе дерегуляции?

В законопроекте речь идет о создании специальной структуры. Она должна осуществлять государственный надзор за соблюдением органами государственной власти или государственными коллегиальными органами требований законодательства в сфере лицензирования путем проведения плановых и внеплановых проверок. Говорят, что камнем преткновения является борьба внутри нынешней провластной команды за влияние на формирование и управление этим ведомством в дальнейшем. Ведь речь идет об одной из самых прибыльных сфер распространения влияния на бизнес: тот, кто сможет контролировать лицензирование, будет иметь не только неограниченные возможности коррупции, но и сможет аффилировать собственные бизнес-структуры в любой из отраслей хозяйства.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

Загрузка...