Государственная казна: комитеты по расчету

Читати українською

Если отделить зерна от плевел, то в действиях каждого политика можно выделить 2 основные мотивационные линии – желание контролировать финансовые потоки и поиск возможностей для собственного пиара, известного под термином «популизм». Эти мотивационные факторы лежат в основе действий и народных депутатов Верховной Рады 8-го созыва.

Одним из свидетельств такого предположения могут служить наблюдения за «комитетскими миграциями» нардепов разных каденций парламента. Известно, что количество и состав комитетов регулируются ст. 5 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады». В этом документе отмечается, что Верховная Рада может регулировать количественный состав комитетов отдельными постановлениями. Если обратиться к тексту самого постановления для ВР 8-го созыва, то сразу замечаем, что уже на законодательном уровне устанавливаются «степень влиятельности» отдельных комитетов. Так, если «стандартная» количество народных депутатов в комитетах составляет от минимальных 9 до максимальных 30, то в комитет по вопросам бюджета и комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики могут входить до 35 народных избранников. В Верховной Раде 8-го созыва имеем 3 таких комитета-«тяжеловеса» - по вопросам бюджета, по вопросам финансов и банковской деятельности, а также по вопросам налоговой и таможенной политики.

Открытием новой Верховной Рады стало то, что бюджетный комитет, который в парламентах всех предыдущих созывов держал первенство по количеству желающих приобщиться к его составу, в этом году в тренд не попал. Так, в ВР 6-го созыва бюджетный комитет насчитывал 34 нардепов, в 7-м созыве – 36 (состав комитета регулировался отдельным постановлением), а в 8-м – всего 27. Зато особой популярностью среди нардепов в этом году пользуется комитет по вопросам налоговой и таможенной политики - в его состав вошли 32 парламентария.

Стоит отметить также и то, что большей популярностью, чем бюджетный, пользуется также комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений (30 нардепов). Также в нынешней ВР было принято решение об установлении большего количества членов для комитета по вопросам правовой политики и правосудия, к которому также уже вошли 32 нардепа. К слову, стоит отметить, что в такие комитеты как по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, а также прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений – вошли всего 8 нардепов, в комитет по делам ветеранов и инвалидов – 9, а к работе комитета по вопросам семьи, молодежной политики и спорта вообще присоединились только 6 парламентариев.

В чем же секрет падения популярности прежде наиболее численного по своему составу бюджетного комитета? Не в том ли, что в 2015 году правительством планируется значительное урезание социальных и других расходов из бюджета, а упор делается именно на наполнение государственной казны? Поэтому основное распределение финансовых потоков в следующем году следует ожидать не в сфере бюджетных ассигнований, а в поступлениях. Именно этим будут заниматься в Налоговой и Таможне, и именно контроль над этими сферами так привлекает нардепов в парламентский комитет по вопросам таможенной и налоговой политики.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: