На этой неделе в Минске запланирован очередной раунд переговоров трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе при участии представителей Украины, России и ОБСЕ. Ожидается, что благодаря этим переговорам на Донбассе будет установлен так называемый «режим тишины». То есть, политики еще раз будут говорить об условиях перемирия между сепаратистами (так называемых ЛНР и ДНР) и Украинской армией.
Еще 5 сентября стороны переговоров в Минске уже подписали соответствующий протокол, который должен был установить перемирие в зоне АТО, однако фактически этого так и не произошло: обстрелы украинской стороны со стороны ЛНР и ДНР продолжались почти каждый день. За эти 3 месяца «тишины» погибло более 400 украинских военнослужащих.
Чего же следует ожидать украинцам очередного раунда переговоров контактной группы в Минске? Если проанализировать политические события последних дней - по меньшей мере, никаких сдвигов не произойдет. То есть, безусловно, результатом переговоров может стать очередной подписанный протокол всеми 3 сторонами о так называемом прекращении огня, которое в очередной раз могут нарушить боевики ЛНР и ДНР - ведь формально они не являются сторонами завтрашних консультаций.
Переговоры в Минске Россия в который раз использует с целью публичного давления на украинскую сторону. Основная задача - чтобы Киев официально признал ЛНР и ДНР переговорными сторонами и договаривался о дальнейших совместных действиях по прекращению огня именно с «правительствами» этих так называемых республик.
Основаниями для таких суждений есть 3 существенных месседжа, прямо или косвенно адресованные украинской власти на прошлой неделе, и по которым четко просматривается интерес России:
-
Выступление Президента России Владимира Путина перед Федеральным собранием. Точнее, та ее часть, которая касалась оправдания аннексии Крыма и подчеркнуто агрессивная риторика Путина относительно возможностей российской армии. Мало кто обратил внимание, но российский президент не затронул тему противостояния ЛНР и ДНР с украинской армией на Донбассе. С одной стороны, это может быть воспринято как постепенное «сливание» этого проекта в пользу более успешной стратегии. Однако, следует также учитывать, что такая позиция российского руководства свидетельствует и о ее принципиальном дистанцировании от воздействий на непризнанные республики сепаратистов. Таким образом, Владимир Путин дает сигнал украинской стороне - мол, Крым сам принял решение о своем отделении от Украины, а значит - и население Донбасса имеет на это такое же право. То есть, акцент делается на том, чтобы Украина самостоятельно признала ЛНР и ДНР полноценными участниками переговоров. Это очень важно для будущей военной стратегии Владимира Путина.
-
События в Виннице. Фактически, «в тылу» Украины при весьма сомнительных обстоятельствах на местном уровне состоялся силовой сценарий смены власти без реального контроля со стороны Киева. Причем, ситуация с избранием «народного губернатора» и удовлетворение требований протестующих находится только на начальной стадии развития конфликта. Чем закончится ситуация - пока трудно прогнозировать. Однако не исключена версия того, что в таком развитии событий заинтересована внешняя сторона и такими действиями склоняет Президента Петра Порошенко к более сговорчивой позиции в ходе переговоров в Минске. Кстати, возможностей для маневра у действующей власти относительно оптимального для нее разрешения ситуации в Виннице - мало. Ведь способ, которым действовали протестующие и те причины, которые привели к беспорядкам - вполне аргументировано подпадают под те же причины, которые год назад привели к событиям Революции Достоинства. Отождествлять эти два процесса не стоит, однако сейчас власти очень трудно объяснить целесообразность существования «своего» губернатора в контексте обещаний по проведению реформы местного самоуправления. Фактически, нынешняя власть лишена возможностей защищать своего наместника путем разгона демонстрантов или применяя другие активные действия силами правоохранительных органов. Слишком высокие ставки.
-
Очередное противостояние «евромайдановцев» с представителями так называемого «Антимайдана» в Одессе. Уже в который раз за последние месяцы в Одессе на Куликовом поле собрались сторонники «Антимайдана», так называемого движения «Куликово поле» и одесского «Евромайдана». Это обычная демонстрация того, что, несмотря ни на что, в украинском тылу имеется достаточное количество тех, кто способен в случае необходимости на деле доказать, что пророссийская позиция в южных и восточных областях Украины до сих пор имеет достаточно сильные позиции. Конечно, такая тактика дестабилизации общественно-политической жизни на территории Украины - уже не является основной, как это было еще весной 2014 года. Однако недооценивать серьезность намерений врага - не стоит.
Сложность ситуации для украинской власти заключается в том, что она уже находится в переговорном процессе и выйти из него первой - не может. Тогда нужно объявлять военное положение и официально объявлять на весь мир - с кем именно воюет Украины. Но пока Президент не собирается прекращать переговоры и процесс сомнительного перемирия может продолжаться долгое время. Именно время сейчас является основным врагом и одновременно основным союзником Украины на пути сохранения своей государственности.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»