Мюнхенская конференция по безопасности-2026: архитектура европейского пробуждения

Читати українською
Александр Радчукполитический обозреватель

Мюнхенская конференция по вопросам безопасности (MSC) в 2026 году войдет в учебники истории как момент окончательного прощания с иллюзиями по поводу стабильности послевоенного мироустройства. В течение десятилетий гостиница Bayerischer Hof служила «сейсмографом» международных отношений, но в этом году она зафиксировала не просто колебания, а полномасштабный тектонический разлом. Главный аналитический доклад конференции, красноречиво названный «Под разрушением» (Under Destruction), задал тон всему форуму: мир вошел в период «политики разрушительного молота», где вместо постепенных реформ лидеры все чаще выбирают радикальное разрушение существующих институтов.

Эта конференция стала платформой, где разные геополитические смыслы столкнулись в открытом противостоянии. Для Европы это стал момент вынужденного, но решительного прорыва к собственной субъектности. Для США – попытка переформатировать альянсы на основе жесткого прагматизма и «цивилизационного родства». Для Китая возможность продемонстрировать агрессивное лидерство в Азии. А для Украины Мюнхен-2026 стал площадкой окончательного закрепления в статусе неотъемлемой части европейской архитектуры безопасности, где ее опыт и устойчивость стали главным активом на континенте.

Мюнхенская конференция по безопасности (MSC) – традиционный форум для обсуждения важных вопросов глобальной безопасности, который собрал лидеров и министров из более чем 50 стран, давно считается одной из главных площадок для обмена мнениями между разными геополитическими акторами, на котором обсуждают различные вопросы глобальной торговли и безопасности. На конференции традиционно выступают руководители государств и правительств (руководство НАТО, лидеры ЕС, представители США, Китая и т.п.), а также руководители оборонных министерств и ведущие эксперты.

Какими были зимы за годы полномасштабного вторжения рфНа сколько холодными и снежными были зимы в Украине за годы полномасштабного российского вторжения – на инфографике.

Конференция проходила в разгар беспрецедентных вызовов для нашей страны: идет 4-я годовщина с начала полномасштабного вторжения россии в Украину, тяжелая зима, которой воспользовался враг, что привело к блэкаутам и проблемам в энергетике, продолжаются ракетно-дроновые обстрелы, и продолжаются так называемые «мирные переговоры», в которых все больше ощущается давление на украинскую переговорную позицию не только со стороны кремля, но и Вашингтона.

США и Европа: развод по расписанию

Прошлогодний «Мюнхен» запомнился невероятно шокирующим и кое-где даже дерзким для европейских элит выступлением вице-президента тогда еще новой Администрации Белого дома Джей Ди Венса. В течение года из администрации Дональда Трапма звучали заявления, которые трудно назвать дружественными для стран ЕС и западного мира. А еще большее значение этим заявлениям придала опубликованная в конце 2025-го года новая Стратегия национальной безопасности США, в которой содержится критика правительств отдельных стран ЕС: в документе утверждается, что тамошние власти якобы сужают пространство для свободы слова и оказывают давление на политических оппонентов, прежде всего на правополи.

Отдельно авторы стратегии акцентировали, что часть европейских чиновников испытывают «нереалистические ожидания» относительно того, каким может быть итог войны рф против Украины. «Большинство европейцев хочет мира, но это стремление не отражено в политике, во многом потому, что правительства подрывают демократический процесс», – говорится в концепции.

В этом году, даже несмотря на неприятное послевкусие истории с Гренландией, основной спикер от США – государственный секретарь Рубио – подтвердил единство с Европой: он назвал США «ребенок Европы», повторив тезис, что Америке «всегда была домом Западное полушарие, но мы всегда останемся ребенком Европы. Рубио заявил, что США не желают «запустить» трансатлантический альянс и призвал объединяться, но резко критиковал европейских лидеров за ошибки политики. При этом в выступлении Рубио практически не было прямого упоминания России или НАТО. Его месседж о «возвращении в общий альянс» большинство европейцев восприняли положительно – например, Урсула фон дер Ляен сказала, что она была «очень успокоена» его словами и что Рубио четко подтвердил: «Мы хотим сильной Европы в Альянсе». Немецкий министр иностранных дел Вадепфуль также назвал Рубио «настоящим партнером», положительно оценив его призывы оставаться преданными международному порядку. Однако некоторые наблюдатели (например, экс-министр Ландсбергис из Литвы) с осторожностью отмечали, что идеи Рубио о «цивилизационном упадке» (из-за миграции и деиндустриализации) могут не найти отклика среди европейцев, для которых главный интерес – безопасность.

Китай и Азиатский разлом: угрозы в адрес Японии

Одним из самых напряженных моментов конференции стало выступление главы китайской дипломатии Ван И. Едва ли не впервые его риторика на площадке такого уровня по отношению к Японии была беспрецедентно агрессивной. Ван И обвинил японское руководство в «бросании вызова послевоенному мироустройству» и «возрождении призрака милитаризма».

Кто из союзников больше всего профинансировал госбюджет УкраиныЧьими деньгами наполняют бюджет Украины в годы полномасштабной войны и как изменились объемы финансирования – на инфографике Слово и дело.

Конфликт обострился из-за позиции премьер-министра Японии Санаэ Такаичи, ранее заявившей, что нападение Китая на Тайвань будет считаться «угрозой выживанию Японии». Ван И в ответ предупредил, что любые попытки вмешательства в вопрос Тайваня приведут к «быстрейшему поражению и сокрушительным потерям» для Японии.

Японская сторона, представленная министром обороны Синдиро Коидзуми, решительно отвергла эти обвинения, отметив право Японии укреплять обороноспособность в условиях ухудшения среды безопасности. Эта дискуссия продемонстрировала, что Индо-Тихоокеанский регион находится на грани большого конфликта, а Китай все больше ведет себя как региональный гегемон, диктующий условия силы.

Европейское лидерство: Каллас, Мерц и фон дер Ляен

Европейские лидеры в Мюнхене-2026 впервые за долгое время заговорили не голосом просителей, а голосом тех, кто берет на себя ответственность. Канцлер Германии Фридрих Мерц провозгласил цель сделать Бундесвер сильнейшей конвенционной армией в Европе. Он прямо заявил: «Культурные войны MAGA — не наши», подчеркнув приверженность Европы климатическим соглашениям и международным институтам, несмотря на давление Вашингтона.

Высокая представительница ЕС Кая Каллас в своей речи призвала к «возвращению европейской субъектности». Она подчеркнула, что россия не является сверхдержавой, а ее агрессию можно остановить только из-за внутренней силы Европы. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен добавила, что к 2028 году инвестиции Европы в оборону превысят уровень расходов США в прошлом году, что она назвала «настоящим европейским пробуждением».

Украина в центре архитектуры безопасности: новый статус и стратегические запросы

Если в предыдущие годы Украина была в Мюнхене в роли страны, которая просит о помощи, то в 2026 году она стала страной, определяющей повестку дня. Впервые в истории MSC «Украинский Дом» был открыт как официальная локация конференции наряду с представительствами США и Германии.

От «24 часов» до «очень скоро»: как менялась риторика Трампа о завершении войны в УкраинеЗавершение войны в Украине 2026. Как менялись высказывания Дональда Трампа о том, когда удастся достигнуть мира и остановить войну – на инфографике.

Риторика в речи Президента Украины в Мюнхене-2026 также претерпела существенную трансформацию по сравнению с его выступлением в Давосе месяцем ранее: в Мюнхене Зеленский не столько критиковал партнеров в задержке в помощи, сколько сделал акцент на общих достижениях и признательности лидерам Европы — Рютте, фон дер Ляен.

Зеленский подчеркнул, что устойчивость украинцев — это то, что сегодня держит фронт, но для окончательной победы нужны не только эмоции, но и конкретные «железные» гарантии.

Также одним из наиболее обсуждаемых вопросов за кулисами стала подготовка соглашения о безопасности между Украиной и США. Зеленский раскрыл детали: Вашингтон предлагает 15-летнюю гарантию, но Киев настаивает на минимум в 20 годах юридически закрепленных обязательств. Это соглашение должно включать в себя конкретную помощь для будущих европейских сил безопасности, которые должны быть размещены в Украине после прекращения огня.

Геополитические выводы: многополярный мир и проснувшаяся Европа

Подытоживая результаты Мюнхена-2026, можно констатировать окончательное закрепление многополярности, но в очень специфической форме из-за «разрушения» старых связей. Мир стал более поляризованным, однако эта поляризация заставила Европу к неслыханной ранее консолидации.

Проанализировав все основные выступления и заявления на Мюнхене, можно с осторожностью сказать: российскую федерацию перестали бояться в том смысле, в каком этот страх существовал раньше. Этот Мюнхен стал тихой и одновременно робкой манифестацией субъектности Европы, наконец проснувшейся от многолетней стратегической спячки. Осознание того, что США могут выбрать путь изоляционизма, заставило европейцев заговорить о собственном ядерном зонте, собственном производстве и собственных гарантиях для Украины без оглядки на Вашингтон.

Украина сходит с обложек: как изменилась частота упоминаний о войне в мировых топ-изданияхУпоминания о войне в Украине на обложках и статьях Time, The Economist, Der Spiegel, L'Express – на инфографике Слово и дело.

В заключение несколько аналитических выводов.

Во-первых, MSC-2026 подтвердил растущее единство Европы: даже западная политика «удерживающего королевства» вместе с Францией, Германией, США и Великобританией отмечала необходимость укреплять оборону ЕС («мы все за одного, один за всех»). Евросоюз видно проснулся по поводу своей роли: К. Каллас отметила «неотложную потребность восстановить европейскую субъектность», а Мерц предупредил, что даже США «не смогут сами содержать» мировой порядок.

Во-вторых, выступления показали, что Запад все меньше пугается россии: с одной стороны, война с рф остается центральной темой (в частности, Макрон сказал, что «Европа бессмертна» только если не забудет Украину), с другой – этот страх уже «стимулирующий», а не парализующий. Это отражает мнение многих обозревателей: после нескольких лет войны европейцы готовы не только продлевать санкции (вокруг годовщины вторжения ожидается новый пакет ограничений), но и рассматривать агрессию кремля как дискутируемую проблему.

В-третьих, Важным итогом конференции стала подготовка к 20-му пакету санкций ЕС, который планируется принять до 24 февраля 2026 года. Этот пакет обещает быть очень болезненным для рф, поскольку он бьет по остаткам энергетического дохода и критическому экспорту.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».

Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: