Половина отопительного сезона позади: какая сейчас ситуация с украинской энергетикой

Читати українською
Слово и дело разбиралось, что сейчас происходит на украинском энергорынке и какие проблемы могут возникнуть.
Слово и дело

Отопительный сезон 2021/22 еще до старта привлек к себе много внимания. Министерство энергетики Украины неоднократно заявляло о малых запасах угля, под угрозой также оказывался импорт электроэнергии, а энергетический кризис накрыл Европу. В настоящее время, по словам правительственных чиновников, ситуацию в украинской энергетике после более половины отопительного сезона удалось стабилизировать. В Минэнерго констатировали, что поставки угля по итогам января превышают потребление. Что происходит на украинском энергорынке и какие проблемы могут возникнуть, читайте в материале.

«Пройдем спокойно, всего достаточно»: что об отопительном сезоне говорят власти

В середине января премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что после половины отопительного сезона энергосистема обеспечена достаточными резервами, а запасов до конца сезона хватит.

«Энергосистема работает стабильно, несмотря на пессимистические, а иногда – панические заявления отдельных политиков. Запасы угля продолжают расти и превысили прошлогодние запасы этого времени. Есть достаточные запасы мощности и на атомных, и тепловых, и гидроэлектростанциях», – подчеркнул Шмыгаль.

Также премьер добавил, что в условиях энергокризиса в Европе, подпитываемых РФ, правительство внимательно мониторит ситуацию и быстро реагирует на все вызовы.

Позже глава правительства заверил, что тарифы на электроэнергию, газ и коммунальные услуги не будут меняться до конца отопительного сезона.

Президент Владимир Зеленский в своем видеообращении также дал положительный прогноз.

«Мы можем констатировать, что спокойно пройдем весь этот отопительный сезон. Предпосылок, чтобы утверждать это достаточно. Газа в подземных хранилищах Украины достаточно, запасов угля – достаточно, на электростанциях и портах они превысили уже 1 миллион тонн», – сказал Зеленский.

Что Украина спокойно пройдет весь отопительный сезон Зеленский заверил и во время своего выступления в Раде.

«У нас достаточно запасов газа, угля. Впервые в истории Украина использует весь наш потенциал – потенциал атомной энергетики», – сказал Зеленский.

А что о запасах угля говорят в Минэнерго? В ведомстве уверяют, что запасов черного золота на складах ТЭС на 200 тыс. тонн больше, чем в прошлом, а по итогам месяца поставки угля превышают потребление.

Там также добавили, что в феврале ожидается импорт угля общим объемом более 450 тыс. тонн.

А вот в начале отопительного сезона заявления министерства не были столь оптимистичными. Тогда в ведомстве отмечали, что на складах ТЭС меньше половины угля от утвержденной Минэнерго нормы. И в Украине нет достаточного количества угля для прохождения отопительного сезона.

На днях Денис Шмыгаль сообщил, что с ноября 2021 года в Украину в итоге поступило 14 судов с энергетическим углем.

«Продолжаются переговоры об увеличении поставок угля на февраль-март этого года. В целом, в 1 квартале запланированы поставки угля на склады ТЭС на уровне 6 млн тонн», – сказал премьер.

По словам главы правительства, с начала года добыча украинского угля выросла почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.

«Есть проблемы, и они не решаются»: что о ситуации в украинской энергетике говорит эксперт

«Слово и дело» пообщалось с директором специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадием Рябцевым по поводу ситуации в украинской энергетике.

По его словам, если говорить только об угле, то его действительно хватает, более того, это было понятно еще до начала отопительного сезона.

«Потому что вся истерия вокруг нехватки энергоресурсов поднималась на пустом месте теми, кто не понимает, как функционируют энергетические рынки», – считает эксперт.

Еще в конце октября Рябцев отмечал, что норма запасов угля от Минэнерго надумана, ведь большинство субъектов хозяйствования являются частными и могут сами для себя определять, сколько угля им нужно в конкретный период, а министерство не может приказывать им запасать определенные объемы.

«Во всем остальном – как проблемы существовали, так они и существуют», – добавил эксперт по энергетике.

Среди основных проблем Рябцев выделил две. Первая – провальная ценовая и тарифная политика.

«Такая тарифная политика привела к тому, что сейчас у нас почти не существует тех, кому правительство не предоставляло бы льготные условия закупки энергоресурсов. Например, на рынке природного газа голубое топливо по льготным ценам получают домохозяйства, бюджетные учреждения и организации, пищевые предприятия, коммунальные службы», – пояснил Рябцев.

Недостаток угля и проблемы с электроэнергией: действительно ли Украина оказалась на пороге энергетического кризисаУгрожает ли в ближайшее время Украине энергетический кризис и может ли от этого пострадать население, читайте в материале «Слово и дело».

5 января Министерство аграрной политики и продовольствия Украины утвердило перечень предприятий-производителей продовольственных товаров, которые будут получать природный газ (украинская добыча частных компаний) по льготной цене.

В него вошло более 6,8 тысячи предприятий. С полным списком можно ознакомиться здесь.

«Все остальные субъекты хозяйствования получают газ по ценам, привязанным к спекулятивным внешним котировкам. Как следствие – промышленность останавливается, и более половины предприятий не могут работать, получая хотя бы минимальную прибыль», – продолжил Рябцев.

Он также подчеркнул, что это касается не только рынка природного газа, но всех других энергетических рынков.

Вторая проблема, которую выделил эксперт – низкая надежность энергоснабжения – из-за износа систем, отсутствия системы дублирования, резервной системы, недостаточности высокоманевровых аккумулирующих мощностей.

«Все нормальное функционирование энергетического сектора базируется на тех резервах, которые были заложены инженерами еще в советские времена. Но в любой момент эта система может выйти из строя – в любой точке. Мы видим большое количество аварийных остановок. Они, конечно, не охватывают всю систему, но время от времени что-то выходит из строя», – отметил Рябцев.

По его мнению, каких-либо мер, направленных на то, чтобы изменить ценовую политику и повысить устойчивость функционирования энергосистемы Украины, правительство не предпринимает, а лишь «повторяет мантру о достаточном запасе угля и природного газа, которые никоим образом не зависят от желания или нежелания правительства».

«Может произойти выход из строя изношенного оборудования, уходу за которым правительство не уделяет внимания, хотя должно делать это через Госэнергонадзор, Госатомрегулирование, НКРЭКУ, Минэнергетики и другие органы», – подчеркнул эксперт.

Между тем, государственное предприятие «Энергоатом» на днях сообщило, что запустило в работу все имеющиеся 15 энергоблоков – «впервые за всю историю атомной энергетики Украины».

Однако, по словам Рябцева, возникает вопрос, почему работают все 15 энергоблоков?

«Это значит, что кто-то другой не работает или делает это неподобающим образом. Атомное поколение – это базовое поколение. А как маневрировать? Как обеспечивать энергопотребление в пиковые часы (с 17.00 до 20.00) ежедневно? Атомные электростанции этого не могут обеспечить. Или могут, но искусственно уменьшая коэффициент использования мощностей», – объяснил он.

Эксперт по ядерной энергетике Ольга Кошарная также скептически воспринимает такое сообщение от «Энергоатома». В первую очередь, она отметила, что все 15 энергоблоков работали и раньше – 28 февраля 2007 года и несколько дней зимой 2017 года.

Также она напомнила об утвержденном графике ремонта энергоблоков АЭС. Так, по ее словам, две атомные электростанции должны уйти на ремонт в середине февраля, еще четыре – в течение марта.

«А март сейчас в Украине бывает практически зимним месяцем, с обильными снегопадами и морозами. Да и вторая половина февраля бывает морозной. Так что победные реляции рано озвучивать. Тем более, что недогрузка в сумме на 15 энергоблоков равна мощности 1-го ВВЭР-1000. У меня вопрос – зачем нужно было подключать еще один блок-миллионник», – написала Кошарная на своей странице в Facebook.

По словам Геннадия Рябцева, в подобных сообщениях есть что-то «вроде лозунгов ЦК КПСС накануне 1-го мая».

«То, что сейчас происходит, больше похоже на то, что было в худшие годы так называемого застоя – когда все понимали, что что-то не так, но при этом делали вид, что все нормально и все работает», – отметил он.

Ранее мы писали, как страны ЕС предлагают проводить реформу энергорынка на фоне энергетического кризиса.

Как менялись объемы запасов угля на ТЭС и ТЭЦ, можно посмотреть на нашей инфографике.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: