Недостаток угля и проблемы с электроэнергией: действительно ли Украина оказалась на пороге энергетического кризиса

Читати українською

Угрожает ли в ближайшее время Украине энергетический кризис и может ли от этого пострадать население, читайте в материале Слово и дело.
Слово и дело

С началом осени и приближением отопительного сезона энергетический вопрос довольно остро встал в Украине. В Министерстве энергетики говорят, что запасов угля вдвое меньше нормы, а компания ДТЭК поставила под угрозу импорт электроэнергии из Беларуси и соответственно под удар мог попасть отопительный сезон. В то же время эксперты говорят, что нормы Минэнерго «надуманные», а ДТЭК действует в своих интересах. «Слово и дело» пообщалось с директором специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадием Рябцевым и экспертом по вопросам энергетики Сергеем Дяченко и попыталось разобраться, угрожает ли в ближайшее время Украине энергетический кризис и может ли от этого пострадать население.

Иск ДТЭК и правила доступа к мощностям ЛЭП

Компания ДТЭК на прошлой неделе через суд добилась отмены новых правил доступа к мощностям линий электропередач, через которые осуществляется импорт и экспорт.

Эти правила могут создавать конкуренцию для ДТЭК и не давали возможности увеличивать экспорт в Европу.

Новые правила предусматривают конкурентную модель проведения аукционов на международные поставки электроэнергии.

Ранее на таких торгах компании могли сразу выкупить на год необходимый объем мощностей в определенную страну. Таким образом, компания могла избавиться от конкурентов и ограничивать импорт и экспорт.

При таком раскладе можно допустить ситуацию, что в случае необходимости не будет возможности импортировать электроэнергию из Беларуси (чтобы компенсировать недостаток угля).

Соответственно, решение суда блокирует проведение «Укрэнерго» месячного аукциона по распределению межгосударственных связей на ноябрь. В свою очередь, импорт или экспорт электроэнергии возможен только в том случае, если участник рынка получит мощность межгосударственного пересечения на аукционе «Укрэнерго».

В то же время эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко в комментарии «Слово и дело» подчеркнул, что сейчас с точки зрения энергетической безопасности и политики Украине не нужно импортировать электроэнергию из Беларуси.

«Компания ДТЭК сделала все, чтобы была потребность в том, чтобы импортировать электроэнергию из Беларуси, поскольку надлежащего количества угля накоплено не было. Если уголь, возможно, закончится, потребуется электроэнергия», – подчеркнул эксперт.

А что с новыми правилами доступа к мощностям? По новым правилам, на годовых и месячных аукционах продаются 35% максимально предусмотренной мощности, на ежесуточных аукционах – 30%.

Таким образом, Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» ограничивает объем экспорта в Европу – чтобы избежать дефицита электроэнергии на внутреннем рынке.

Поэтому ДТЭК не может купить у «Укрэнерго» необходимую компании мощность. Чтобы не срывать свои контракты, ДТЭК должен снизить экспорт и докупать необходимые объемы электроэнергии на европейском рынке. Соответственно, такая схема не выгодна для компании.

Будет ли иметь иск ДТЭК какое-либо влияние на потребителя? Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» и эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев в комментарии «Слово и дело» подчеркнул, что выставляемые на аукцион объемы продаж электроэнергии не являются критическими для нормальной работы объединенной энергетической системы Украины.

«Соответствующие иски вызваны, прежде всего, конкурентной борьбой на этом рынке – то есть ДТЭК не хочет терять свои возможности на рынке и поэтому выступает против таких аукционов – потому что они сокращают долю компании на рынке. Все предприятия используют все разрешенные законом способы для того, чтобы увеличить свою долю на рынке и увеличить свои доходы. Если есть возможность отменить аукцион – почему бы и нет», – отметил эксперт.

По словам Рябцева, другим компаниям-потребителям электрической энергии, которые хотели заключить соответствующие соглашения с белорусским поставщиком, возможно, придется покупать более дорогую электроэнергию. Таким образом, компания может не получить прибыль, которую она закладывала исходя из прогнозируемой цены.

А вот на населении, по мнению эксперта, ситуация вокруг иска ДТЭК никак не отразится.

«На бытовых потребителей это никак не повлияет, потому что для населения действует фиксированная цена, которая не зависит от того, какие аукционы проходят», – подчеркнул Рябцев.

Отметим, сейчас тарифы на электроэнергию для населения сформированы следующим образом: 1,44 грн/кВт-ч при условии потребления до 250 кВт-ч в месяц и 1,68 грн/кВт-ч для тех, кто потребляет больше.

Недостаток угля

По данным Минэнерго, на 23 октября на складах ТЭС есть 0,71 млн тонн угля при утвержденной и обязательной норме Минэнерго в 2,95 млн тонн. Несколько ранее в ведомстве отметили, что в Украине не хватает угля для отопительного сезона.

В то же время, по мнению Геннадия Рябцева, эта норма (2,95 млн тонн) – «выдумка» Минэнерго.

Как менялись объемы запасов угля на украинских ТЭС и ТЭЦКак менялись объемы запасов угля на ТЭС и ТЭЦ за последние годы, смотрите на инфографике «Слово и дело».

«Если бы у нас были все государственные компании, тогда это можно было бы назвать нормой. А если большинство субъектов частные – они сами для себя определяют, что для них норма и какие запасы угля на складах для них является нормой», – объяснил эксперт.

Он также добавил, что в Министерстве юстиции зарегистрирован приказ министра энергетики, которым утверждены соответствующие графики накопления угля на складах ТЭС, но в графе «исполнители» дописан пункт «по согласию».

«То есть, министр энергетики не может предписывать запасать уголь в определенных объемах, потому что у него нет надлежащих полномочий. Такие полномочия есть у Кабинета министров. То есть, если бы Кабмин принял постановление, что на каждой ТЭС должно храниться не меньше определенного объема угля, тогда норма может быть», – отметил Рябцев.

По его мнению, поскольку Кабмин этого не сделал, это означает, что проблема с углем надумана. Если бы она была серьезной, тогда правительство приняло бы решение о неснижаемых запасах.

Но ведь имеющегося угля действительно хватит ненадолго? Рябцев объяснил, что такое возможно, но только при условии, если никто не будет поставлять на свои склады уголь, а компании не подпишут соглашение о поставках.

«Это не значит, что все компании не закупают уголь. Уголь будет проходить на склады в течение этого срока. Эти запасы не являются фиксированными, они являются текущими. Часть запасов используется, часть – нет. Запасы постоянно пополняются в соответствии с графиками поставки, которые существуют на той или иной ТЭС», – подчеркнул эксперт.

Он также объяснил, что никто не хочет иметь большие запасы угля, потому что это невыгодно.

«Невыгодно запасаться углем, чтобы он просто лежал и терял свои потенциальные свойства на складах. То есть потом у этого угля будет большая часть воды, каких-то неэнергетических компонентов и т.д. Потому этого никто не хочет. Тем более что государство не принуждает к этому. Компании делают то, что им выгодно с точки зрения получения прибыли. Если переизбыток угля будет невыгодным, его не будет. То есть на складах будет столько угля, сколько нужно именно сейчас», – отметил Рябцев.

Например, газовая группа угля сохраняется от 3 до 6 месяцев, а дальше эксплуатационные возможности снижаются и компания может не получить такого количества тепловой или электрической энергии от сжигания топлива, на которую она рассчитывала.

В то же время эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко считает, что в середине декабря, исходя из имеющихся запасов угля, может возникнуть потребность в импорте – если в ближайшее время проблема не будет решена.

Геннадий Рябцев также отметил, что украинская энергетика по сравнению с большинством стран-членов ЕС зависит от угля меньше.

«Например, зависимость украинской энергетики от угля вдвое меньше, чем зависимость немецкой. Если говорить о балансе, то в Украине – один из лучших энергетических балансов в Европе», – рассказал эксперт.

По данным «Укрэнерго» по состоянию на август 2021 года, мощности электросистемы Украины распределились следующим образом. Большая часть приходится на тепловые электростанции, меньшая – на атомные.

Напомним, с 1 ноября Украина все-таки возобновляет импорт электроэнергии из Беларуси, поскольку есть дефицит угля на государственных ТЭС.

Как менялись объемы запасов угля на украинских ТЭС и ТЭЦ можно посмотреть на инфографике.

Анастасия Дьячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: