Полет «Байрактара»: боевикам показали войну XXI века

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Во вторник, 26 октября, украинские войска на Донбассе впервые применили турецкий ударный беспилотник Bayraktar TB2. В результате была повреждена или выведена из строя российская 122-мм гаубица Д-30, из которой боевики вели обстрел позиций ВСУ. Применение современных беспилотников создает новые вызовы для российских войск на Донбассе, которые во многом могут оказаться неразрешимыми.

Генеральный штаб ВСУ официально подтвердил использование турецкого ударного беспилотника Bayraktar TB2 на Донбассе в ответ на обстрелы позиций украинской армии. Соответствующее видео было показано в интернете. На нем заметно, как снаряд, пущенный с БПЛА поразил 122-мм полевую гаубицу Д-30. Судя по кадрам, орудийный расчет в панике разбежался, а «жаба» (именно так называют Д-30 военные), была либо повреждена, либо уничтожена. По данным Генштаба, после применения беспилотника, обстрел прекратился.

Турецкие «Байрактары», которые уже приняты на вооружение украинской армии, до сих пор на Донбассе не использовались. Хотя раньше они неплохо показали себя во время других военных конфликтов, например, в Нагорном Карабахе. Там применение «Байрактаров» и других БПЛА, обеспечило армии Азербайджана решающее преимущество над вооруженными формированиями Нагорного Карабаха. Использование импортного беспилотника на украинском фронте было лишь вопросом времени, которое и наступило 26 октября.

Эффект от применения «Байрактара» имеет не столько материальный (вывод из строя одной полевой гаубицы – невелика потеря), сколько психологический эффект. Кроме того, он ставит перед российскими кураторами ОРДО и ОРЛО ряд трудноразрешимых задач.

Полет «Байрактара» показал, что пророссийские боевики не располагают системами ПВО и радиоэлектронной борьбы, которые позволили бы успешно бороться с такими аппаратами. Угроза удара с воздуха от которой нет защиты, оказывает деморализующее влияние на обслугу орудийных расчетов, пехотинцев в окопах и даже на экипажи боевых машин. Ведь БПЛА способен не только самостоятельно наносить удары с воздуха. Он может в режиме реального времени передавать данные о позициях противника и наводить на них беспилотники-камикадзе, а также точный огонь ствольной и реактивной артиллерии. В такой ситуации много не навоюешь. До появления эффективных средств ПВО, боевикам придется больше использовать укрытия, больше маневрировать, оборудовать ложные позиции. Все это меняет характер боевых действий. О безнаказанных обстрелах теперь можно забыть.

А какие системы ПВО могут быть эффективны в борьбе против беспилотников? Опыт войны в Карабахе показал, что старые советские «Осы» и «Стрелы», которыми располагали формирования НКР и которые имеются в распоряжении боевиков на Донбассе – не лучшее средство для борьбы с «Байрактарами». Особенно в тех случаях, когда «Байрактары» используются непосредственно для уничтожения этих «Ос» и «Стрел». Ведь эти системы создавались в СССР для защиты от самолетов и вертолетов, а не от такой маленькой и тихоходной цели, как БПЛА.

Значит нужно просить у России что-то более современное и мощное. В принципе, «Байрактар» могут сбить такие системы ПВО, как ЗРПК «Панцирь» или «Тор-М2». Теоретически Россия могла бы перебросить на Донбасс и эти вооружения, но их эксплуатация в условиях российско-украинской войны сопряжена с рядом трудностей.

Во-первых, быстрое появление «Панцирей» и «Торов» на Донбассе с головой выдало бы присутствие там кадровых российских военных, потому что никто другой просто не может эффективно обращаться с этими системами. А в России до сих пор все еще пытаются отстраниться от своего прямого участия в конфликте на Донбассе.

Во-вторых, появление новейших российских систем ПВО на оккупированных территориях неизбежно вызовет интерес к ним со стороны украинских спецслужб и может привести к нежелательной для РФ утечке информации. Не говоря уже о том, что стартовые позиции «Панцирей» и «Торов» могут быть выявлены теми же «Байрактарами» и накрыты огнем украинской артиллерии. Все это – крайне нежелательное развитие событий для российской стороны.

Одним словом, 26 октября 2021 года открывает новую страницу донбасского конфликта, делает эту войну более технологичной, а значит и затратной для российской стороны.

Денис Попович специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: