С 12 мая правоохранительные органы активно проводят обыски на столичных предприятиях. Мэр Киева Виталий Кличко называет это давлением на местные власти и обвиняет правоохранителей в работе на чей-то заказ. Утром 18 мая сотрудники СБУ пришли с обысками в дом Кличко. Однако затем заверили, что наведывались к соседям мэра, он же в этом сомневается. Почему в Киеве активизировалась работа правоохранителей и есть ли в этом политический интерес, разбиралось «Слово и дело».
С чего начались обыски
12 мая правоохранители пришли с обысками в служебные помещения КГГА и по месту жительства нескольких должностных лиц: заместителя директора Департамента соцполитики, главного специалиста отдела, заведующего сектором и бывшего начальника отдела Департамента.
Кроме того, с обысками пришли к коммунальным предприятиям, которые относятся к сфере управления КГГА («Киевавтодор», «Киевзеленстрой», «Киевгорсвет») и их подрядчиков. По словам правоохранителей, обыски проводились в рамках дел о финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов.
После этого семерым бывшим и действующим сотрудникам Департамента соцполитики Киевской городской госадминистрации сообщили о подозрении. По данным следствия, они сговорились с чиновниками частного предприятия и в течение 2017-2019 годов заключили ряд договоров о закупке товаров по завышенным ценам. Надбавка на цену составляла 106%, из-за чего бюджет потерял более 13,5 млн гривен.
Реакция Кличко на обыски
Мэр Киева Виталий Кличко заявил, что массовые обыски на коммунальных предприятиях столицы и у их руководителей являются давлением на местную власть и лично на него.
«Правоохранители и налоговики буквально кошмарят столичную власть. Такого не было в Украине даже в махровые времена Януковича! Врываются на коммунальные предприятия, домой к их руководителям. Это какие-то налеты» ‒ сказал мэр.
По его мнению, обыски связаны с тем, что городская власть изучает вопрос о введении исполкомов, когда община и управление городом «не зависят от указаний и воли Банковой».
Также мэр Киева требует от правоохранительных органов отчета по делам, по которым КГГА передавала материалы по результатам внутренних аудитов. По его словам, с 2015 года КГГА осуществила 385 проверок и все материалы по результатам аудита были переданы правоохранителям.
Кличко заявил, что согласно аудиту, зарегистрировано 168 уголовных производств, по которым правоохранители подготовили 52 сообщения о подозрении. В 27 делах обвинительные акты уже переданы в суд.
«Проверки и обыски осуществляются преимущественно по тем материалам, что передали мы сами. О тех нарушениях, что обнаружили мы сами. Тогда чем занимались правоохранительные органы? Или только вдруг дошли руки, потому что пришла весна», ‒ спрашивает мэр.
Обыски в доме, где проживает Виталий Кличко
В 7 утра 18 мая появилась информация о том, что около 20 сотрудников СБУ пришли с обысками в дом мэра. В это время сам Кличко поехал на тренировку, поэтому они разминулись. После этого мэр вернулся домой, но представитель правоохранительных органов заверил, что обыскивают квартиру, которая расположена на два этажа ниже.
Мэр Киева скептически воспринял такой ответ и обнародовал запись с видеорегистратора, где видно, как правоохранители стучали в двери Кличко и его соседки напротив.
По словам Кличко, квартира, в которую якобы пришли с обысками, принадлежит работникам Оперного театра и он не верит, что против них может вестись уголовное дело. Однако правоохранители говорят, что квартиру сдают арендаторам и уже те занимаются неправомерной деятельностью.
Что в доме Кличко искала СБУ и ГФС
Служба безопасности Украины уверяет, что разоблачила масштабную схему контрабанды горючего в Украине, по результатам деятельности которой незаконно импортировано продукции на более 100 млн грн.
Разоблачая дельцов, правоохранители проводили ряд обысков на территории Киевской, Черниговской и Луганской областей. В целом они изъяли теневую документацию, печати 300 фиктивных предприятий, средства связи и компьютерную технику, банковские карты и большую сумму наличных, оборудование для нелегального изготовления горюче-смазочных материалов, метиловый спирт, химические добавки и готовый суррогат объемом более 1 тыс. тонн.
То есть правоохранители проводили обыск в доме на улице Хмельницкого, чтобы изъять бумаги, печати и технику дельцов, которые работали в этой схеме.
Имеют ли обыски политический подтекст
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в комментарии «Слово и дело» отметил, что коммунальные предприятия, и не только в Киеве, это среда коррупции и злоупотреблений, поэтому там всегда найдется объективная причина для обысков.
«На коммунальных предприятиях всегда зарабатывают команды действующих мэров или бизнесмены приближенные к политическим силам, которые представлены в горсовете. Это «традиционная» практика. Время от времени правоохранители обращают на это внимание и начинают расследовать», ‒ отметил Фесенко.
Эксперт не исключает, что здесь имеют место политические мотивы, однако по его словам, пока непонятно, на основании чего завязалась конфликтная ситуация.
«Сначала Виталий Владимирович и Андрей Борисович жили дружно, а потом вдруг что-то произошло. Думаю, что здесь имеет место конфликт бизнес-интересов. А представитель местной власти всегда должен быть готов к тому, что у правоохранителей возникнет интерес к нему или к коммунальным предприятиям, там всегда есть что искать», ‒ отметил политолог.
По его словам, с точки зрения политической логики достаточно странно выглядит то, что параллельно появляются дела против Медведчука и окружения Кличко, а также начинается деолигархизация и «слив» компромата на Порошенко. В этом эксперт видит проявление различных групп интересов, то есть в названных историях инициаторы разные.
«Здесь уже нет абстрактной Банковой, а есть конкретные фамилии, кому и в каких интересах нужны эти дела. По Киеву надо смотреть, кто с кем поссорился, потому что, как видим, мэр очень нервничает. Я давно не видел, чтобы Кличко так нервничал, поскольку он всегда флегматично реагирует на подобные вещи», ‒ отметил Владимир Фесенко.
Есть смысл предполагать, что эти обыски бьют по экономическим интересам партии Кличко, из-за чего спонсоры и доноры также недовольны, говорит эксперт.
«А с другой стороны эти обыски затронули ближайшего к мэру человека ‒ Артура Палатного (глава исполнительного комитета политической партии «Удар», ‒ ред.). То есть речь идет о деньгах, которые касаются самой политической активности мэра и его партии, потому что Палатный ‒ это теневой казначей. Господин Артур очень неоднозначная личность, поэтому у правоохранителей были мотивы проявить интерес к его личности. Это слабое место Кличко и почему по нему решили ударить именно сейчас, пока неизвестно», ‒ отметил Фесенко.
Политолог считает, что такое положение вещей отнюдь не связано с президентскими выборами, потому что они еще очень не скоро и было бы неуместно отныне бороться с конкурентами, которые едва входят в десятку кандидатов.
Напомним, председатель депутатской фракции «Слуга народа» в Киевсовете Андрей Витренко завил, что обыски у председателя исполкома партии «УДАР» Артура Палатного выявили доказательства его причастности к серым схемам в киевских городских структурах.
София Телишевская, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»