Рада приняла закон о внутреннем водном транспорте: что изменится в отрасли

Читати українською
Появилась возможность возродить самый дешевый и экологичный способ доставки грузов с помощью речных перевозок.

Верховная рада приняла во втором чтении закон «О внутреннем водном транспорте», который будет регулировать речную логистику в Украине. Эту законодательную инициативу не могли утвердить парламентарии нескольких созывов из-за разногласий между различными игроками на рынке перевозок. И вот наконец свершилось, предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года, а некоторые его статьи – через три года после опубликования. «Слово и дело» разбиралось, что даст принятие закона и как он повлияет на развитие отрасли.

Отметим, что водный транспорт в Украине фактически находится в упадке, потенциал рек не используется, как ранее. Принятый закон регулирует не только сферу внутреннего водного транспорта, его функционирование и развитие, но и инфраструктуру, перевозки грузов и пассажиров, внутреннее судоходство и безопасность имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

«Теперь мы сможем возродить наиболее дешевый и экологичный способ доставки грузов – речные перевозки и создать эффективную речную логистику. Мы учли предложения бизнеса и совместно доработали этот законопроект во время его подготовки ко второму чтению», – написал в Telegram министр инфраструктуры Владислав Криклий.

По его словам, новый закон о водном транспорте позволит увеличить грузопоток до 30 млн тонн в год с экономическим эффектом для государства в 13-16 млрд грн ежегодно. Предполагается улучшение конкуренции на рынке, увеличение инвестиций и создание новых рабочих мест.

Грузовое речное судоходство в Украине: стоит ли ожидать возрождения отраслиГод назад знаменитая баржа с херсонскими арбузами так и не доплыла до Киева, но все запомнили, что Украина стоит на пороге возрождения речного судоходства. Как менялась динамика речных перевозок в стране?

«Переход части груза с автодорог на реки поможет значительно разгрузить дороги и уменьшить затраты на их ремонт. Например, 1 млн тонн грузов, перевозимых по реке и перенаправленных с наземного транспорта, уменьшает расходы на ремонт дорог на 1 млрд грн в течение 4 лет», – отметил Владислав Криклий.

Закон позволяет начать создание Государственного фонда развития внутренних водных путей, необходимого для обеспечения надлежащего технического состояния судоходных шлюзов на Днепре и возможности повышения пропускной способности реки. Это, в свою очередь, обеспечит развитие пассажирских перевозок, в том числе международных.

Криклий считает, что закон также позволит либерализовать рынок, допустив суда под иностранным флагом, и стимулировать международную торговлю, а также провести дерегуляцию отрасли путем введения бесплатного прохождения шлюзов и частичного освобождения судов внутреннего плавания от сборов в морских портах.

Также предполагается упростить административные процедуры при регистрации судов и выдаче квалификационных документов, имплементировать европейские нормы и привести украинское законодательство в соответствие с европейским.

Закон устанавливает новые штрафы для судовладельцев. В частности, за загрузку судна внутреннего плавания более грузовой марки предусмотрен штраф в сумме 51 тыс. грн. Такой же штраф – за выход в рейс судна без документов.

За выход в рейс незарегистрированного судна внутреннего плавания (или с отключенным или неисправным оборудованием для автоматической идентификации) штраф достигает 85 тыс.грн.

За перевозку груза без оформления транспортного документа грозит наказание в размере 17 тыс. грн.

Ранее в интервью «Слово и дело» министр инфраструктуры объяснял, что законопроект долго не мог получить поддержку в Раде из-за отсутствия консолидированной позиции бизнеса. Криклий отмечал, что среди критиков законопроекта, в частности, была компания «Нибулон».

«Уважаем эту компанию, но не надо бояться демонополизации рынка. Это нормальная ситуация, тем более, если вы наиболее мощный игрок. Это исключительно позитив. Понятно, что каждый видит какую-то свою объективную реальность и защищает бизнес, но в данном случае мы заинтересованы в том, чтобы были равные условия для всех, и чтобы мы могли открыть рынок, и чтобы он был интересен, в том числе для инвесторов, которые будут вкладываться в перевозки на внутренних водных путях Украины», – подчеркнул министр.

В начале сентября судьбой законопроекта озаботилась Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА). В своем заявлении она настаивала на обсуждении с профильным сообществом наиболее острых замечаний, особенно в отношении ряда положений, направленных на зарегулирование ведения бизнеса и создание государственного фонда Внутренних водных путей в составе специального фонда госбюджета.

Глава делегации ЕС в Украине Матти Маасикас направил письмо спикеру Верховной рады, где отмечал, что принятие упомянутого проекта закона «является важной вехой в реализации транспортной главы Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной».

Он также отметил, что потенциал внутреннего водного транспорта в Украине, и особенно реки Днепр между Киевом и Черным морем, – значительный, а его развитие будет способствовать экологизации транспорта и сокращению доли автомобильного транспорта, а также устранению так называемого «узкого места» (bottleneck) в сфере железнодорожных перевозок, возникающей в период уборки урожая.

Напомним, Верховная рада приняла законопроект о внутреннем водном транспорте в первом чтении 24 апреля.

В то же время президент Владимир Зеленский давал поручение принять закон до ноября 2019 года.

Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: