Везде только и слышно о Конституционном суде и его скандальном решении. А что это за суд и для чего он нужен, еще недавно имели четкое представление разве что юристы узкого профиля. Так чем же занимается КСУ? Почему нельзя просто взять и уволить его судей? Как их выбирают? И как получилось, что Конституционный суд стал настолько всемогущим, что его решение не может обжаловать или отменить ни президент, ни парламент, ни любой другой государственный орган власти? Существует ли правовая возможность выйти из патовой ситуации, в которую государство загнали политики? Ответы на эти вопросы собрало для вас «Слово и дело».
Что такое Конституционный суд и почему он находится вне судебной власти?
Конституционный Суд Украины не является судом в обычном понимании. Это своеобразная надстройка над тремя ветвями власти и фактически он является арбитром между парламентом, президентом, судами и Конституцией.
Деятельность этого органа регулируется, собственно, Конституцией и законом «О Конституционном суде», а также внутренним регламентом. По закону, КСУ является органом конституционной юрисдикции, который обеспечивает верховенство Конституции Украины, решает вопросы о соответствии Основному закону законов и других актов, при необходимости осуществляет официальное толкование Конституции.
Основные задачи Конституционного суда:
— принятие решений о конституционности нормативно-правовых актов (полностью или частично);
— вынесение заключений о соответствии нормам Конституции проектов законов о внесении изменений в Конституцию;
— проверка на конституционность международных соглашений, которые вносятся в парламент;
— надзор за порядком отстранения президента от должности в порядке импичмента.
Каким образом КСУ выносит решения?
Сам Конституционный суд не может инициировать рассмотрение какого-либо дела. К нему должны обратиться с конституционным представлением 45 нардепов (можно и больше), обращением или жалобой.
Сначала КСУ формально изучает представление – достаточно ли подписей нардепов, соответствующим ли образом оно оформлено.
Бывают случаи, когда представление составлено юридически неграмотно, тогда его отклоняют. Некоторые объединяют в одно дело, иногда из уже открытого производства выделяют определенные нормы для отдельного рассмотрения.
Срок рассмотрения представления – два месяца с момента открытия производства, или в течение месяца, если речь идет об особо важном деле. Однако сроки никогда не придерживались КСУ, потому что за это практически нет ответственности.
Поскольку КСУ является коллегиальным органом, основная его деятельность связана с принятием определенных юридических решений во время заседаний и пленарных заседаний.
Заседание Конституционного Суда Украины является полномочным, если на нем присутствуют не менее 11 судей, а решение принимается, если за него проголосовало более половины судей, участвовавших в заседании. Если не приходят несколько судей, из-за отсутствия кворума КСУ не может рассматривать открытые дела. Такая ситуация возникла сейчас из-за того, что несколько судей попросту не являются на заседания.
Если КСУ выносит решение о том, что закон или какая-то статья закона, либо же норма не соответствует Конституции, этот закон перестет действовать. Так было с законом о незаконном обогащении, когда пришлось закрыть все уголовные производства против чиновников (в том числе и уже находившиеся в судах на рассмотрении).
Почему решение КСУ никто не может отменить?
Решение Конституционного суда никто не может обжаловать, приостановить или отменить. Так прописано в Конституции Украины и законе о КСУ. Поэтому ни президент, ни парламент, ни правительство, ни СНБО не имеют полномочий принять законопроект, который отменит то, что решил КСУ.
К тому же, нельзя одним новым законом взять и распустить КСУ, если этого нет в Конституции. Нельзя просто уволить судей и набрать новых. Такие вещи требуют времени и соблюдения процедуры.
Каковы требования к судьям Конституционного суда?
В КСУ входят 18 судей (больше всего в Европе). Срок полномочий каждого судьи составляет 9 лет без права повторного назначения.
Состав КСУ формируется следующим образом: по результатам конкурсного отбора президент Украины, Верховная рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституционного Суда.
Сейчас в составе Конституционного Суда Украины недокомплект – 15 судей. Из трех вакантных должностей – две назначаются по квоте Рады. Однако 6 ноября парламент провалил попытку назначить судью КСУ, не собрав необходимое количество голосов за одного из претендентов.
Судьей Конституционного суда может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, которому в день назначения есть 40 лет, он получил высшее юридическое образование и имеет достаточный стаж профессиональной деятельности в сфере права (не менее 15 лет), высокие моральные качества, является юристом с признанным авторитетом. (Статья 11 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»).
Судья КСУ имеет право публично выражать свое особое мнение по вопросам, касающимся производства, но только в отношении тех дел, в которых Конституционным Судом уже вынесено решение или дано заключение. Интересно, что недавно судья КСУ рассказал СМИ детали рассмотрения представления о рынке земли. Правда, привлечь к ответственности за это судью практически невозможно.
Как можно наказать или уволить судей КСУ?
Перечень оснований для прекращения полномочий или увольнения судьи Конституционного суда четко прописан в Конституции и законе «О Конституционном суде Украины».
«Прекращение полномочий происходит автоматически, а вот увольнение, в большинстве случаев, требует решения самого КСУ. Причем при поддержке двух третей судей», – пояснил «Слово и дело» эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.
Автоматически полномочия судьи прекращаются, если он достигнет 65-летнего возраста, или выйдет из украинского гражданства, умрет, или если его признают без вести пропавшим, объявят умершим. И еще одно обстоятельство – вступление в законную силу обвинительного приговора против судьи КСУ.
Уволить судью КСУ можно только при следующих обстоятельствах:
— по состоянию здоровья;
— за нарушение им требований относительно несовместимости (занимает две и более должности);
— совершение дисциплинарного проступка;
— грубое или системное пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи;
— подача заявления об отставке или увольнении;
— несогласие на перевод в другой суд;
— нарушение обязанности подтвердить законность происхождения имущества.
«И по всем этим обстоятельствам для увольнения судьи или привлечения его к дисциплинарной ответственности необходимо, чтобы на это согласились две трети состава КСУ», – подчеркнул Москалюк.
Сколько зарабатывают судьи КСУ?
В течение первого квартала каждого года Суд обнародует ежегодный информационный доклад по итогам своей деятельности и финансового обеспечения в предыдущем году.
Государственный бюджет на 2020 год предусматривает финансирование Конституционного суда Украины в размере 314,5 млн гривен, однако нельзя просто разделить эту сумму на 15 судей, ответили в КСУ на запрос «Радио Свобода».
За 10 месяцев 2020 года на зарплаты одного судьи Конституционного суда Украины потратили около 2,5 миллиона гривен. Средний размер вознаграждения судьи Конституционного Суда Украины составляет 254 тыс. гривен в месяц.
«Расходы Конституционного суда Украины – это не только вознаграждение судей, но и расходы на обеспечение организационного, аналитического, юридического, информационного и материально-технического обеспечения, то есть осуществление конституционной юрисдикции в Украине», – говорится в ответе на запрос.
Есть ли правовой выход из конституционного кризиса?
27 октября 2020 года КСУ признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за декларирование недостоверной информации. Так же суд отменил ряд положений закона о предотвращении коррупции и лишил НАПК большинства полномочий. На следующий день КСУ обнародовал свое решение, объяснив спешку тем, что на судей КСУ оказывается давление.
НАПК сообщил, что у нескольких судей КСУ был конфликт интересов при принятии решения. При этом Агентство закрыло доступ в государственному реестру е-деклараций. Однако по решению правительства после заседания СНБО доступ к реестру восстановили.
30 октября президент Владимир Зеленский внес в Раду неотложный законопроект о восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству. Гарант Конституции предлагает этим документом признать решение КСУ «не создающим правовых последствий» и распустить действующий состав КСУ.
На это председатель КСУ Александр Тупицкий заявил, что законопроект Зеленского имеет признаки конституционного переворота, поскольку, по его мнению, президентские предложения прямо противоречат Конституции Украины.
2 ноября в парламенте был зарегистрирован законопроект «О возобновлении действия отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» и Уголовного кодекса Украины» авторства спикера Дмитрия Разумкова и еще более 100 народных депутатов из разных фракций.
«Если бы судьи ушли в отставку, как требуют народные депутаты, это было бы наименее болезненным вариантом, но они, по всей видимости, делать этого не собираются. Поэтому единственный способ – это изменить процедуру отбора и набрать судей по новой процедуре», – сказал в комментарии «Слово и дело» эксперт по судебной реформе и вопросам коррупции Михаил Жернаков.
Все эксперты по конституционному праву сходятся в том, что простых решений в сложившейся ситуации нет. Нужна настоящая судебная реформа.
По мнению Москалюка, сначала нужно восстановить те нормы, которые отменил КСУ, а дальше уже разбираться с КСУ.
«Можно внести изменения в закон о КСУ, которыми предусмотреть, что за невыполнение обязанностей судьи КСУ автоматически прекращаются его полномочия. Предусмотреть, в том числе, что невыполнение обязанностей заключается в несоблюдении сроков рассмотрения конституционного производства», – предложил один из вариантов конституционалист.
По мнению Москалюка, если такие поправки в закон будут быстро приняты и подписаны президентом, то действующий состав КСУ можно будет уволить, не нарушая Основной закон Украины.
Бывший заместитель председателя КСУ Владимир Шаповал (в 1996-2005 годах) в интервью «Левому берегу» предложил создать в парламенте рабочую группу, которая в кратчайшие сроки внесла бы предложение по изменению статуса Конституционного суда. Возможно, уменьшить количество судей. В любом случае, нужны масштабные системные изменения.
«Для того, чтобы было чистое решение, необходимо изменить Конституцию. Понимаете, мы создали сферу, в которой Конституционный суд самоизолирован и может творить все, что угодно. Более того, нет инструментов государственного влияния на Конституционный суд, а они должны быть. Я хотел бы напомнить, как, предположим, в Соединенных Штатах Америки увольняются судьи? Да очень просто – импичмент в парламенте. Причем, самое интересное, не только в случае, когда судья совершил уголовное преступление, а даже если судья совершил с точки зрения парламента аморальный поступок. Это практика, которая у них сложилась и существует уже больше 200 лет», – сказал Шаповал.
Ранее «Слово и дело» поговорило с судьей КСУ Игорем Слиденко, который был докладчиком по решению суда о е-декларировании и сужению полномочий НАПК.
Также мы разбирались с экспертом, как отсутствие кворума в КСУ повлияет на конфликт вокруг суда.
Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»