Ситуация с протестами в Беларуси только набирает обороты. Уже есть первые погибшие от действий правоохранительных органов, в ход пошли резиновые пули и «коктейли Молотова». Однозначно можно сказать только одно - до сих пор подобных протестов в Беларуси еще не было.
Ситуация чем-то напоминает события 2013-2014 годов в Киеве, однако пока «настоящим Майданом» протесты в Минске назвать трудно. Вроде бы налицо все признаки кардинальной смены власти, есть авторитарный лидер государства, который контролирует все и всех, есть мощная сеть спецслужб и силовиков, есть интересы России, равнодушие Запада. Есть понятный повод – очень сомнительные по своим результатам «выборы» президента, которые давно выполняют бутафорскую роль постоянного господства Александра Лукашенко.
Однако белорусы оказались в совершенно других обстоятельствах, чем украинцы осенью 2013-го. Александр Лукашенко совсем не похож ни по своему характеру, ни по манере управлять на экс-президента Виктора Януковича. В Беларуси нет разных групп влияния и мощных конкурирующих капиталов во главе с олигархами. Население соседнего государства в большинстве своем не понимает, что такое демократические институты, изменения и цивилизованная передача власти.
А главное – у белорусов нет опыта длительных и изнурительных протестов, активного гражданского сопротивления. А еще – больше четверти века государством единолично и по своему усмотрению руководит человек, имидж которой далеко за пределами Беларуси определяют как «последний постсоветский диктатор». Неизвестно, как далеко может пойти Александр Лукашенко для сохранения своей власти, поможет ли ему в этом Россия, и как на все эти события отреагируют в ЕС и США?
Беларусь-2020 – это не только история о начале изменений, но и о борьбе мировоззрений. Это и о кризисе демократии, и о кризисе авторитарных режимов. И как бы трудно автору этих строк не давались подобные суждения, но следует признать: белорусы только в начале своего пути к свободе и, по сути, только начинают войну за существование собственного независимого государства. К сожалению, в водоворот этих событий наши соседи погружаются больше не подготовленными, чем мы сами – образца 2013-2014-го годов.
Не на повестке дня у Запада
Фактор Лукашенко не только держит Беларусь в авторитарных тисках постсоветского дискурса, но и влияет на геополитическое положение страны. Как бы нынешний президент Беларуси не пытался стать «понятным» для Запада – в частности, и предоставив площадку для переговоров по ситуации на востоке Украины, – ближе к ЕС белорусы не стали.
Именно поэтому официальный Брюссель, скорее, не откажет себе в августовских отпусках, чем будет собираться ради реакции на события в Беларуси. Судьба целой страны и дальнейшей ситуации с протестующими в руках авторитарного лидера, и большинству цивилизованного мира пока этот факт не слишком важен.
Пока наиболее активно среди стран ЕС на ситуацию в Беларуси реагируют ее непосредственные соседи – лидеры балтийских государств и Польши. Они призывают освободить всех задержанных во время президентских выборов и «уважать все права и свободы человека и гражданина, в том числе свободу слова, печати, собраний и объединений».
Правительство Польши официально призвало созвать экстренный саммит ЕС по ситуации в Беларуси после применения силы правоохранительными органами против демонстрантов. Однако все эти дипломатические заявления и призывы для авторитарного режима Александра Лукашенко вряд ли имеют какой-то эффект. Евросоюз и в целом Запад настолько длительное время держали Беларусь на почтительной дистанции, что даже недавнее решение Совета ЕС по заключению соглашения об упрощении оформления виз и соглашения о реадмиссии с Беларусью вряд ли станет аргументом коренного изменения вектора руководства этого государства в сторону уважения прав и свобод человека, а также демократических институтов.
В Белом доме также осудили действия белорусских властей, однако пока что в США продолжается крайне напряженная предвыборная борьба за президентский пост. И все это в режиме постоянного стресса от новостей о распространении пандемии коронавируса территории Соединенных Штатов. Так что, события в Беларуси сейчас – далеко не в списке приоритетов США.
Держи друзей близко, а врагов – еще ближе
Беларусь оказалась в условиях идеального «геополитического шторма». Кажется, известное выражение древнекитайского мудреца Сунь Цзы – автора знаменитого трактата «Искусство войны» – сейчас лучше всего демонстрирует уровень «ставок в игре» в отношениях между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным.
Да, именно Россия сейчас является крупнейшим выгодоприобретателем от любого развития ситуации в Беларуси. А если вспомнить, что именно август для Кремля всегда носил сакральное значение для распространения своего геополитического влияния на прилегающие территории стран из бывшего Советского Союза, то самое время задуматься над дальнейшей судьбой белорусов.
Очевидно, что Владимир Путин не зря поздравил «батьку» Лукашенко одним из первых лидеров государств мира с победой на президентских выборах. В нынешних условиях, когда результаты выборов могут не признать в большинстве цивилизованных стран мира, такой реверанс со стороны Кремля красноречиво свидетельствует о полном согласии на дальнейшее господство Лукашенко.
Однако парадокс ситуации заключается в том, что в Белокаменной давно точат зубы против самого лидера Беларуси. Несмотря на все свои недостатки, Лукашенко удавалось длительное время чувствовать себя слишком уверенным от чрезмерного влияния Кремля – именно за счет того, что он всегда опирался на поддержку населения. История с «вагнеровцами» может быть свидетельством того, что и руководство России просчитало возможный сценарий политического кризиса в Беларуси заранее и может в любой момент начать действовать активнее. Конечно, если Лукашенко не справится с протестами на улицах, ему всегда могут предложить стать соседом одного известного политического аутсайдера в Ростове.
Три сценария развития событий
А проблемы у Александра Лукашенко только начинаются. И сценарий развития событий в Беларуси будут зависеть от одного очень важного фактора: насколько массовыми будут акции протестов.
По состоянию на сейчас можно с высокой вероятностью предположить три сценария.
Первый – Лукашенко и его силовикам удастся обуздать акции протеста и восстановить «стабильность». Этот сценарий представляется вполне вероятным, если бы не одно «но» – людей на улицах и в самом деле много. Протесты набирают обороты, а к тому же оппозиция объявила о начале полномасштабного забастовки для достижения своей цели – перевыборов президента государства. Именно забастовки могут стать грозным оружием для власти, ведь для экономики страны, где большинство граждан работают на государственных предприятиях, они принесут немало хлопот. Всех, как известно, в тюрьму не посадишь.
Второй сценарий – Лукашенко не справится с протестантами, но будет готов к дальнейшей эскалации. В таком случае точно не обойтись без помощи Кремля в виде «зеленых человечков». Этот сценарий может закончиться чем-угодно для Беларуси, однако точно ясно одно: многочисленных жертв не избежать, а Лукашенко придется окончательно подарить остатки суверенитета Беларуси, если его в этом водовороте событий Кремль банально не заменит на полностью послушного и подконтрольного «наместника».
Есть еще третий сценарий – Лукашенко соберет остатки здравого смысла и сделает невероятное: пойдет на переговоры с протестующими и согласится на перевыборы. В этом случае прогнозировать судьбу Беларуси не возьмется никто, однако в очередной раз поставит Кремль в еще более трудное геополитическое положение: или потерять из-под своего влияния еще одно государство постсоветского пространства, или пойти на новые авантюрные силовые сценарии.
Похоже, белорусов ожидает крайне тяжелый период «взросления» и битвы за собственную государственность. В нынешней ситуации пока трудно сказать, кто победит. Однако очевидно, что в фундамент рождения нового сообщества свободных белорусов отныне положен первый камень.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»