Ответственность для пьяных водителей: что предусматривает новый законопроект

Читати українською
Богдан Бондаренкоэксперт по конституционному праву

Срочно вернуться к теме усиления ответственности за совершение ДТП и нарушение правил дорожного движения нардепов заставила резонансная авария, случившаяся 12 июля на Старообуховской трассе (Киевская область). Пьяный водитель Mercedes въехал в микроавтобус, после чего совершил лобовое столкновение с автомобилем Hyundai, где ехали двое взрослых, девочка 8 лет и двое мальчиков 10 и 12 лет. Семья в Hyundai погибла, выжил только 12-летний ребенок, который в тяжелом состоянии находится в больнице. Водитель, спровоцировавший ДТП, ранее был осужден, в том числе и за смертельное ДТП, где погибла женщина. Какие изменения законодательства о нарушении ПДД, в частности наказание за вождение в нетрезвом состоянии, действуют сейчас и что планируют ввести в ближайшее время, «Слово и дело» расспросило эксперта по конституционному праву Богдана Бондаренко.

Виновнику смертельного ДТП под Киевом уже объявили подозрение и арестовали, но чтобы предотвратить подобные случаи, нардепы рассматривают законопроект, который предусматривает как высокие штрафы для нетрезвых водителей, так и уголовную ответственность.

Юрист пояснил, что некоторая путаница в законодательстве возникла из-за того, что сразу три законопроекта почти одновременно предусматривали изменение ответственности за нарушение ПДД.

С 1 июля вступил в силу закон, который вводил уголовную ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. Рада приняла его еще в ноябре 2018 года, но он был отсрочен.

Также этот закон вводит понятие «криминального проступка».

«То есть уголовные правонарушения в зависимости от тяжести теперь делятся на уголовные преступления (тяжкие и особо тяжкие) и уголовные проступки (средней тяжести). Во-первых, введение такой категории предусматривал Уголовный процессуальный кодекс 2012 года. Во-вторых, более 50% уголовных правонарушений являются нетяжелыми, но при этом требовали полноценного расследования следователями и отнимали много времени у судей», – пояснил Богдан Бондаренко.

Теперь над уголовными проступками могут работать не только следователи, но и дознаватели (патрульные Нацполиции). Рассмотрение в суде станет проще. Если лицо признает вину по совершенному проступку, то суд может рассматривать эти производства без явки сторон. Такой механизм направлен на упрощение расследования уголовных производств, в том числе и связанных с несложными ДТП.

Коллизия в том, что 3 июля вступил в силу законопроект, повышающий штрафы за нарушение ПДД, ужесточающий наказание за вождение в нетрезвом состоянии, но при этом отменяющий уголовную ответственность для пьяных водителей.

«Этот закон надо было подписать до 1 июля, тогда не было бы таких сложностей. То есть 1 июля вступили в силу положения об уголовном проступке и уголовной ответственности за вождение в нетрезвом состоянии, а через 2 дня – закон, которым уголовная ответственность для пьяных водителей отменяется, но увеличиваются штрафы за нарушение ПДД. При этом предусматривается одновременно внести изменения как в Уголовный кодекс, так и в Кодекс об административных правонарушениях. Но изменения в Уголовный кодекс можно вносить только законом, не предусматривающим изменения других кодексов или актов. Поэтому есть мнение, что такие изменения вообще не были внесены из-за нарушения процедуры, и уголовная ответственность за вождение в пьяном виде остается», – отметил Бондаренко.

При этом в парламенте находился третий законопроект, за который нардепы предварительно проголосовали 13 июля. Речь идет о проекте закона N 2695 об усилении ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.

«Основная его идея – увеличение штрафов за превышение скорости, игнорирование ремней безопасности, усиливается ответственность за оставление места ДТП, речь идет о лишении права вождения за определенные нарушения. Относительно вождения в нетрезвом виде, этот законопроект предусматривает введение административной ответственности и оставляет уголовную. Другой вопрос, каким образом правоохранители будут определять квалификацию в каждом отдельном случае», – акцентировал юрист.

Вероятно, приняв этот законопроект, Раде удастся исправить юридические разногласия двух предыдущих, но это будет зависеть от того, в каком виде он дойдет до второго чтения.

Ранее «Слово и дело» писало, что водителю, который совершил смертельное ДТП под Киевом, сообщили о подозрении.

Также мы проанализировали, какие трассы государственного значения в Украине самые опасные.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: