Чем закончилось уголовное преследование нардепов, которых лишили неприкосновенности

Читати українською

С тех пор, как Верховная рада отменила депутатскую неприкосновенность, ни одного нардепа не задержали за уголовные проступки. Последний, с кого парламент снимал депутатский иммунитет (в октябре 2019 года), был нардеп Ярослав Дубневич. «Слово и дело» писало о депутатах, которых лишали неприкосновенности, а сегодня предлагаем посмотреть, чем завершились уголовные производства, в которых они фигурировали.

Первым нардепом, которого лишили неприкосновенности за экономические преступления был Ефим Звягильский. В ноябре 1994 года Рада согласилась на его привлечение к уголовной ответственности по делу о хищении 19,9 млн долларов. В итоге дело было закрыто, все обвинения со Звягильского сняты. Сам он был неизменным нардепом-мажоритарщиком с I по VIII созывы Рады и даже на правах старшего парламентария открывал первые заседания после очередных выборов. Только последний созыв стал исключением, поскольку Звягильский не баллотировался.

Далее неприкосновенности лишился бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко, за арест которого 17 февраля 1999 года проголосовало 310 нардепов. Лазаренко подозревали в хищении 200 млн долларов, даче взятки и злоупотреблении служебным положением. Уголовное дело так и не было раскрыто, подозрение не снято.

Впоследствии Лазаренко убежал из Украины, был арестован на границе США с панамским паспортом и приговорен к лишению свободы на 9 лет по американским законам.

В 2000 году Рада разрешила привлечь к уголовной ответственности Николая Агафонова по делу о хищении госимущества, которое было закрыто в связи со смертью подозреваемого.

Тогда же нардеп Виктор Жердицкий был лишен неприкосновенности и проходил по делу о присвоении 86 млн немецких марок. В Украине дело закрыли, а в Германии Жердицкий получил наказание в виде лишения свободы на 5 лет. После освобождения Жердицкий подал апелляцию и получил от немецкой стороны 108 тыс. компенсации.

Единственным нардепом, которого удалось привлечь к уголовной ответственности в Украине, был Виктор Лозинский. В 2009 году его обвинили в умышленном убийстве и досрочно лишили полномочий нардепа. Затем он пытался выйти из тюрьмы по закону Савченко, но проиграл суд. Лозинский отбыл наказание в виде лишения свободы 6 лет и был освобожден досрочно. Судимость снята.

В июне 2014 года Рада сняла неприкосновенность с Олега Царева, которого подозревают в посягательстве на территориальную целостность и свержение конституционного строя в Украине. Дело до сих пор не закрыто, но пока Царев скрывается от следствия в РФ.

2015-й стал своеобразным звездопадом среди парламентариев. В июне лишили неприкосновенности Сергея Клюева, фигурировавшего в деле о мошенничестве и завладении бюджетными средствами. Производство не закрыто. Клюев скрывается от правоохранительных органов.

Сергей Мельничук лишился депутатского иммунитета из-за дела о привлечении батальона «Айдар» к похищению директора предприятия «Укрспирт». Производство не закрыто. Мельничук освобожден из-под ареста под залог в размере 365,4 тыс. грн.

Игоря Мосийчука подозревали в незаконном обогащении, но также впоследствии отпустили из-под стражи.

В 2016 году неприкосновенности были лишены Александр Онищенко и Вадим Новинский. Первый скрывается за границей и обещает обнародовать пленки с компроматом, а второй переизбрался в Раду VIII созыва.

В 2017 году Андрея Артеменко попытались привлечь к уголовной ответственности за государственную измену, но он бежал за границу. Дело не закрыто. Олеся Довгого не смогли посадить за злоупотребление служебным положением из-за отсутствия доказательств.

Максима Полякова и Борислава Розенблата обвиняют в получении неправомерной выгоды при содействии иностранной компании в осуществлении добычи янтаря. Сейчас идет судебный процесс. Рада согласилась на снятие неприкосновенности, но не хватило голосов для ареста нардепов.

Продолжается судебный процесс по делу Михаила Добкина о мошенничестве в земельных делах.

В 2018 году Евгений Бакулин бежал за границу после снятия неприкосновенности и попытки привлечь его к ответственности по делу о присвоении 3,2 млрд грн. Производство до сих пор не закрыто.

Надежду Савченко лишили неприкосновенности и в тот же день арестовали под аккомпанемент телекамер. Ее подозревали в покушении на госпереворот, государственной измене и подготовке теракта и убийств первых лиц государства. Якобы она собиралась забросать гранатами зал заседаний Верховной рады. Через год Савченко выпустили из-под ареста даже без залога. Прокуроры странным образом забыли попросить суд продлить содержание под стражей.

Ярослава Дубневича нардепы лишили неприкосновенности последним. Он фигурирует в деле о хищении государственных средств на сумму 93 млн грн. После ареста Дубневич был освобожден под залог в размере 90 млн грн. Уголовное производство не закрыто.

Ранее «Слово и дело» писало, как наказывали президентов и премьер-министров – кого казнили, а кого осудили заочно.

Также мы разбирались, в чем подозревали политиков участников Евромайдана.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: