На этой неделе бывший президент Грузии, председатель Одесской ОГА в 2015-2016 годах, имеет все все шансы снова триумфально вернуться в большую украинскую политику. Дискуссии относительно его возможного назначения вице-премьером по реформам активно продолжаются в парламенте. Впрочем, вопрос о голосовании за его кандидатуру до сих пор не внесен в повестку дня внеочередного заседания Верховной рады, которое состоится 30 апреля.
Сам Михеил Саакашвили уже неделю регулярно посещает рейтинговые эфиры на украинских телеканалах и акцентирует на своих партнерских отношениях с командой Владимира Зеленского. Якобы Саакашвили согласился на предложение Зеленского усилить правительственную команду в кризисный для украинской экономики период, в который наше государство войдет сразу после окончания карантина. Основная миссия бывшего президента Грузии – эффективные переговоры с МВФ и роль ревизора в реформах.
В команде Владимира Зеленского единого мнения относительно вхождения Саакашвили в состав правительства нет. Главным вдохновителем этой идеи называют руководителя Офиса президента Андрея Ермака. Он знает Саакашвили еще со студенческих лет.
На ситуацию с новым кадровым назначением Саакашвили в правительстве Дениса Шмыгаля давят провластные элиты в самой Грузии. Там уже отметили, что будут расценивать такие действия как «недружественный и неприемлемый со стороны стратегического партнерства шаг». Ведь бывший президент Грузии был заочно осужден в своей стране и объявлен в международный розыск.
В свою очередь, глава пропрезидентской фракции монобольшинства в парламенте Давид Арахамия считает такие заявления со стороны грузинской стороны «политическим давлением» и нарушением суверенитета.
Чем закончится эпопея с назначением Михаила Саакашвили в Кабмин? И как сложится его дальнейшая карьера в Украине?
Пропрезидентская неуверенность
Источником неуверенности в дальнейшем назначении Саакашвили в правительственную команду Дениса Шмыгаля является позиция президента Владимира Зеленского. Мол, он сам до конца не уверен в необходимости такого шага, поэтому решил делегировать данное решение на усмотрение самого парламента.
У многих политиков из разных лагерей возвращение Саакашвили вызвало множество вопросов и откровенно удивило. Ведь грузинский политик чаще всего стал появляться на телеканалах, близких к олигарху Ринату Ахметову. В то же время достаточно дружелюбно о его назначении в новый Кабмин высказываются народные депутаты, близкие к олигарху Игорю Коломойскому. Таким образом, неизвестно, чьи планы может разрушить скандальный грузинский политик. Какую группу влияния усилит, а какую – ослабит, и не будет ли вообще использован сразу несколькими заинтересованными сторонами в противостоянии друг с другом.
Так или иначе, пока достаточного количества голосов среди самой фракции «Слуги народа» в парламенте для назначения Саакашвили вице-премьер-министром нет. Среди других фракций в парламенте у Саакашвили мало друзей. «Подставить плечо» могла бы разве что фракция «Батькивщины», впрочем, пока не очень понятно, будет ли иметь какие-то политические дивиденды от этого лидер политсилы Юлия Тимошенко.
Среди прочего, звучала и идея о назначении Саакашвили советником президента, но вряд ли такое предложение примет сам грузинский политик. Ведь самое мощное оружие Саакашвили – его медийность, поэтому влиятельность должности он рассматривает прежде всего как средство публичного давления на оппонентов.
Оппозиционер во власти
Михеила Саакашвили трудно назвать подконтрольным политиком. Придя вместе с командой грузинских реформаторов на волне Революции достоинства по приглашению тогдашнего президента Петра Порошенко, он уже очень быстро стал едва ли не главной звездой политических ток-шоу.
В отличие от его команды, которая действительно на первых этапах в 2015-2016 годах взялась за системное реформирование некоторых отраслей, сам Михеил Саакашвили больше запомнился своими громкими заявлениями на должности главы Одесской ОГА.
Впоследствии он стал едва ли не основным оппонентом тогдашней власти и главным «врагом» для пропрезидентской команды Порошенко. При этом саму политическую фигуру Саакашвили во многом использовали для ослабления влияния тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка и его команды в правительстве. Фактически «убив» свой рейтинг, второе правительство Яценюка ушло в отставку, оставив за собой квоту министров в следующем коалиционном правительстве вместе с фракцией «БПП».
В это время уволенный с должности Михеил Саакашвили в течение 2016 года начал активно набирать электоральные баллы, организуя ряд региональных антикоррупционных форумов в разных регионах Украины. Так, у грузинского политика появились и сторонники, и собственная политическая сила «Движение новых сил».
Правда, очень скоро тогдашняя власть оправилась и начала активно противодействовать любым попыткам грузинского политика и его команды набрать электоральный вес. Впрочем, окончательно удалось осуществить это только после того, как Саакашвили лишили гражданства и права физически находиться на территории Украины.
Очередной трамплин?
Конечно, возвращение в большую украинскую политику Саакашвили может использовать с двойной пользой: реанимировать не только собственный рейтинг и собрать команду, но и восстановить мощности «Движения новых сил». Сразу после победы Владимира Зеленского на президентских выборах Саакашвили в течение 10 дней вернулся в Украину, и уже летом прошлого года его партия приняла участие в досрочных парламентских выборах. Правда, смогла получить лишь около 0,5% поддержки избирателей. Это в 4 раза меньше нужного результата для получения государственного финансирования, как тогда было гарантировано по закону.
Сам Михеил Саакашвили объяснил поражение своей партии на выборах тем, что просил своих сторонников голосовать за пропрезидентскую силу «Слуга народа». «На выборах, когда я увидел, что моя партия «Движение новых сил» забирает там 2-3% у «Слуги народа», но при этом не проходит в парламент, я призвал наших избирателей, многие тысячи украинцев, голосовать за «Слугу народа», чтобы не отобрать у них монобольшинства. Я свой пассивный вклад в это сделал», – отметил уже на днях грузинский политик.
Пока команда Зеленского не слишком нуждалась в услугах Саакашвили, последний пытался закрепиться на региональном уровне, прицениваясь к креслу мэра Одессы.
В годы наибольшего роста динамики поддержки Саакашвили, его рейтинговый потенциал оценивали в 12-15%. Об этом знает и сам грузинский политик. Так что, сейчас нацелен на всеукраинский масштаб. При правильном медийном позиционировании у Владимира Зеленского может «вырасти» очень мощный конкурент, который сразу после того, как укрепит свои позиции, уже по-другому заговорит с командой действующего главы государства. Возможно, именно такую опасность подкожно чувствует Владимир Зеленский и не слишком упорно продвигает кандидатуру Саакашвили на новую работу в пока что подконтрольное пропрезидентскому монобольшинству правительство.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»