При каких условиях могут запустить метро, и подорожает ли проезд после карантина?

Читати українською
Александр Сергиенкодиректор центра «Институт города»

Министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что в Украине могут возобновить работу общественного транспорта, в том числе и метро, во второй половине мая , если стабилизируется ситуация с коронавирусом. В комментарии «Слово и дело» директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко подчеркнул, что вопросами запуска транспорта должно заниматься не министерство инфраструктуры, а местная власть. Три города Украины, где есть метро, имеют своего хозяина – местную власть. Право решать – работать коммунальному предприятию или нет – остается за мэрами этих городов.

«Метро – не самоцель. Если будут открываться предприятия, малый бизнес, а карантинные меры постепенно начнут смягчать, чтобы оживить деловую активность, тогда соответственно и возникнет потребность восстановления деятельности метрополитена. Запускать метро в то время, когда бизнес не работает и все закрыто, бессмысленно», – пояснил Сергиенко.

Он добавил, что развитие эпидемиологической ситуации будет непосредственно влиять на решение о запуске метрополитена. Если ситуация пойдет на спад, а малый и средний бизнес активизирует работу, то, безусловно, можно говорить о восстановлении работы транспорта.

Эксперт при этом обратил внимание на исследование немецких ученых, которые выяснили, что на твердые поверхности вирус не передается. Следовательно, вирус проникает только воздушно-капельным путем, а с этим бороться можно, отметил он.

Александр Сергиенко также обозначил несколько условий, при которых можно запускать метро. В частности, должны быть обязательными меры дезинфекции, масочный режим, дистанционный режим. При этом важно, чтобы было поэтапное открытие бизнеса с параллельным поэтапным запуском транспорта, поскольку важно избежать сразу огромного скопления людей в вагонах.

«Если не будет наплыва пассажиров, то полупустые вагоны метро могут работать. Кроме того, важно, чтобы при запуске метрополитеном пользовались действительно по острой необходимости: если нужно добраться на работу, в больницу. Не совсем правильно будет кататься пенсионерам в другой конец города, потому что там семена на пару копеек дешевле», – добавил эксперт.

Он убежден, что самое важное для власти – выбрать сегментацию мер, которые направлены на карантин.

«Почему пенсионеру, у которого есть собака, можно идти в парк, а тому, у которого нет домашнего питомца, запрещена прогулка? Здесь аналогичная ситуация. Такой нелепой дифференциации быть не должно. В парках могли бы гулять все, просто в разное время: дети – в одно, пенсионеры – в другое», – отметил Сергиенко.

По его словам, даже в ситуации карантина нельзя все решения рассматривать под одним углом, иначе экономика просто загнется от тотального применения карантина.

Директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» пояснил, что длительный простой отразится и на транспортной отрасли, в частности на метрополитене.

«Убытки, безусловно, есть, выручка упала и, если будет меньше перевозок, то сократится еще. Текущие расходы ведь идут от перевозок, только капитальные с бюджета. Понятно, что они уменьшатся», – пояснил Сергиенко.

Однако эксперт не спрогнозировал повышения цен на проезд в метро после карантина. Он указал, что метро находится в крупных городах – Киев, Харьков, Днепр, у которых весьма неплохие бюджеты.

«Города справятся. Для Киева метро – критически важный транспорт. 1,5 миллиона ежедневно, даже если перевозки сократятся в половину, это все равно критически», – констатировал специалист.

Он разъяснил, что при расчете стоимости проезда учитываются насущные расходы метрополитена, прогнозируется определенный рост каких-то компонентов, все совокупные затраты делятся на число поездок. Так, определяется себестоимость и прибавляется прибыль предприятия.

И такой расчет оптимистичный, поскольку пассажиры не всегда будут ездить. Есть перечень факторов, которые уменьшают доходы метрополитена. Например, если пассажиры покупают многоразовые карточки.

Эксперт напомнил, что еще когда принималось решение о подорожании проезда в метро до 8 гривен, себестоимость получалась 6,50 грн/коп., а не 8 гривен.

«Те, кто еще тогда предлагали 15 гривен за поездку, были не правы. Это не обоснованно никакими арифметическими расчетами. Поэтому после карантина подорожания ожидать не стоит, тем более до такой суммы», – резюмировал директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.

Напомним, с 17 марта приостановлена работа киевского метрополитена.

«Слово и дело» изучило настроения населения относительно нынешней ситуации в стране согласно (данным КМИС и социологической группы «Рейтинг»).

«Слово и дело» предлагает посмотреть, сколько тестов на COVID-19 провели в Украине и в других странах мира.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: