В Иране заразился коронавирусом вице-президент Эсхак Джахангири – правая рука Хассана Рухани. Он стал самым высокопоставленным чиновником, инфицированным Covid-19. По состоянию на 16 марта число жертв коронавируса в Иране за сутки выросло на рекордный для страны показатель в 129 человек и составило 853 человека. Общее число заболевших коронавирусом в Иране – почти 15 тыс. человек, за сутки выявили 1 тыс. новых случаев. По данным иранских СМИ, вылечились от COVID-19 почти 5 тыс. человек из этих 15 тыс. Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра «Украинский институт будущего» Илия Куса обратил внимание на то, что Иран перестал быть страной с самыми высокими показателями смертности и заражения за пределами Китая, уступив это место Италии. Однако особенностью эпидемии в Исламской Республике все еще остается тот факт, что вирус зацепил высшее руководство страны.
Эксперт добавил, что инфекция затронула 23 члена парламента. Болеют также чиновники среднего звена и даже некоторые сотрудники дипкорпуса. От коронавируса умерли бывший посол Ирана в Ватикане 81-летний Хади Хосровшахи и бывший посол в Сирии 67-летний Хусейн Шейхолеслам, в последние годы работавший советником нынешнего министра иностранных дел Мухаммеда Джавада Зарифа, отметил он.
Также вирус зафиксирован и у замминистра здравоохранения Ирадж Харирчи, изначально координировавшего борьбу с вирусом в Тегеране.
Вирус проник и в Совет верности – консультационный орган при высшем руководстве Исламской Республики. Там заразились двое его членов, один из которых скончался, уточнил Куса.
Эксперт-международник подчеркнул, что в других странах тоже болеют министры и депутаты. Франция и Италия – яркие примеры.
«Количество охраны вокруг привилегированного класса не защитит от коронавируса, и это больше вопрос везения и случая. Возможно, какой-то чиновник был крайне неосторожен и подцепил болезнь, а затем разнес ее в парламенте и правительстве», – предположил Илия Куса.
Эксперт заметил, что недоброжелатели Ирана пытаются преподносить такую ситуацию, как доказательство якобы полностью неэффективной системы здравоохранения и неадекватную реакцию на вирус. Однако это лишь отчасти правда, отметил он.
Илия Куса обозначил, что Иран с самого начала принял ряд радикальных мер для локализации болезни: закрыл транспортное сообщение между городами, остановил работу университетов и школ, отменил все пятничные молитвы, ввел карантин, закрыл шиитские святыни для посещений, запечатал курортные места, прекратил авиасообщение с эпицентрами пандемии.
При этом эксперт признал, что некоторые решения принимались с опозданием, а некоторые реализовывались слишком топорно, вызывая панику населения, которая лишь ухудшала ситуацию. В отдельных случаях была неэффективная коммуникация властей с обществом.
Однако в Иране давно уже существует проблема закостенелости государственных бюрократических институтов, отметил он.
«Система здравоохранения в Иране, действительно, не самая лучшая в мире, особенно в части готовности к подобного рода пандемиям, хотя, разумеется, на порядок выше, чем многие в регионе», – признал Куса.
Илия Куса также напомнил о санкциях против Ирана, которые внесли свою лепту в создание такого социально-экономического фона, который подорвал борьбу Ирана с коронавирусом.
По его словам, санкции США не только мешают Ирану продавать нефть, но и, например, закупать лекарства, костюмы химзащиты, маски, медицинское оборудование, витамины, антибиотики, химические препараты. Часть этих товаров не является 100% гуманитарными, а значит, попадают под ограничения.
Он пояснил, что санкции также заставили многие транспортные компании уйти с иранского рынка. В стране существует проблема транспортировки лекарств и медикаментов. «Пока что это решалось в формате ad hoc с помощью ВОЗ, которая организовывала воздушные мосты через Дубай и Багдад. Но они сейчас тоже закрыты», – констатировал эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока.
Илия Куса добавил, что Иран очень серьезно пострадает экономически от эпидемии коронавируса, из-за которой все вокруг закрыли границы с Ираном. Он напомнил, что на рынке нефти уже произошел обвал цен.
По словам эксперта, карантин угрожает банкротством многим мелким бизнесам: такси, кафе, барбер-шопам, СТО, мелким магазинам. Это ударит по экономически уязвимой части населения, еще больше раскручивая социальное напряжение внутри Ирана.
Падение экспорта нефти в Китай и закрытие сухопутных границ с соседями накладывает дополнительные потери на экономику Ирана, усиливая эффект блокады, которую установили Штаты в 2018 году. Тегеранская биржа обвалилась на 3,44%, а национальная валюта – на 19% за первые две недели кризиса, отметил он.
«Все это свидетельствует о том, что Иран может стать одной из потенциальных горячих точек на Ближнем Востоке, с которой может начаться новый региональный конфликт, особенно, если США захотят раскачать ситуацию на фоне провальных ядерных переговоров, дальнейшего падения цен на нефть и, если Трамп почувствует, что ему нужна какая-то заварушка для усиления своих позиций накануне выборов президента», – поделился Илия Куса.
На его взгляд, можно сказать, что в условиях бюрократического хаоса, внутриполитической войны и всеобщей паники иранские врачи и медики, действительно, совершают подвиг.
«Они не унывали и заливали в сеть десятки видео, где танцуют и поют в палатах, лишь бы повысить моральный дух людей и воодушевить коллег. Именно они взяли на себя весь груз ответственности за ситуацию», – резюмировал эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра Украинский институт будущего Илия Куса.
Ранее мы выяснили, какие страны прекращают пассажирское сообщение из-за коронавируса.
«Слово и Дело» предлагает посмотреть, сколько наших соотечественников находится в странах, где больше всего распространился вирус.
Как пытаются остановить коронавирус в разных странах мира – по ссылке.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»