Договоренности по Донбассу: что реально выполнить, и кто стал нашим союзником

Читати українською
Евгений Дикийэксперт Международного института демократий

Следующая встреча в Нормандском формате, которая может пройти в Берлине, будет провальной, поскольку по ключевому вопросу о передаче контроля над границей у РФ и Украины диаметрально противоположные взгляды, а найти компромисс невозможно. Такую точку зрения в комментарии «Слово и Дело» выразил эксперт Международного института демократий Евгений Дикий.

Он предположил, что встреча в Берлине может стать последней перед очередным очень длительным замораживанием переговоров.

«Повторяется предыдущая история, когда было несколько встреч, но как только доходило непосредственно к решению конфликта, оказывалось, что РФ вообще не меняла своих намерений и готова прекратить войну только на своих условиях. Фактически это же было озвучено в Париже», – прокомментировал Дикий.

На его взгляд, судя по тому, о чем договорились на Нормандском саммите в Париже, наиболее реальным выглядит условие об обмене пленными в формате «всех на всех». Эксперт выразил оптимистический настрой и заметил, что этот пункт может быть выполнен.

Также, по словам эксперта, с меньшей вероятностью, но при желании, может быть выполнена еще одна договорённость – разведение сил в трех точках. Если отвод сил и средств произойдет, ничего страшного не случится, добавил он.

Евгений Дикий акцентировал, что наибольшие сомнения вызывает договоренность о полном прекращении огня к концу года вдоль всей линии разграничения. Он напомнил, что аналогичные договоренности были в предыдущие годы, но ни одного раза РФ не сдержала слова.

По мнению специалиста, нет оснований считать, что в этот раз РФ все выполнит. Тем более в день переговоров трое бойцов ВСУ погибли на фронте, заметил он.

«Если случится чудо, и в этот раз РФ даст приказ не открывать огонь, тогда весенняя встреча в Берлине может дать плоды. Однако, судя по тому, что было ранее, очень сомнительно, что на Донбассе прекратят стрелять», – уточнил Евгений Дикий.

Эксперт также обратил внимание, что на общем брифинге каждый из представителей «нормандской четверки» озвучил свое виденье того, о чем договорились, более того, все четыре версии отличаются.

Нормандский формат: как проходили переговоры в 2014-2018 годахНормандская четверка 9 декабря проведет переговоры. В последний раз в таком формате собирались в 2016 году.

«Логично, что разные взгляды у Путина и Зеленского. Однако Меркель и Макрон также не едины. Канцлер Германии поддержала Украину в том, что нельзя трактовать Минские соглашения дословно, это не религиозная догма. Несмотря на уступки по «Северному потоку-2» Меркель осталась на нашей позиции и четко понимает роль РФ в этом конфликте и в мире в целом. Там, где только можно, канцлер ФРГ не будет поддерживать РФ», – констатировал эксперт.

Он заметил, что президент Франции Эммануэль Макрон, напротив, озвучил тезис о том, что за 4 месяца до новой встречи будут созданы условия для выборов на Донбассе, как будто в ходе встречи были достигнуты основания для этого.

«Это фактически риторика Путина. На саммите в Париже Макрон и Меркель играли разные роли, и к сожалению, подтвердилось мнение о том, что Макрон – де-факто союзник Путина, но хорошо, что Меркель осталась нашим союзником», – резюмировал Евгений Дикий.

Напомним, по итогам саммита в Париже на вопрос журналистов, как прошла встреча, российский президент Владимир Путин ответил: «Хорошо. По-деловому». В свою очередь, украинский президент Владимир Зеленский сказал, что с Путиным очень «сложно о чем-то договариваться, ведь приходится регулировать каждое слово».

Ранее «Слово и Дело» писало, как проходили Нормандские переговоры в 2014-2018 годах.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: