Результаты последних социологических исследований накануне досрочных парламентских выборов дают повод задуматься над возможностью слишком сильной концентрации власти в одних руках. Несмотря на то, что в Украине действуют демократические институты, такие как выборы, распределение ветвей власти и система сдержек и противовесов, от процессов узурпации власти никто не застрахован.
Тем более, если к этому стремится само общество, добровольно отдавая электоральное преимущество одной политической силе. Если команде Владимира Зеленского для формирования большинства будет достаточно договориться с депутатами-мажоритарщиками и, возможно, одной из партий, которая получит фракцию в парламенте, они смогут еще и сформировать собственный состав Кабинета министров. Это на самом деле сложные процессы, которые в украинских политических реалиях вряд ли могут привести к диктатуре, однако не остается сомнений – есть угроза для самого принципа состязательности в политике, что сужает перечень центров принятия решений.
На фоне новостей о том, что на Банковой всерьез задумались о досрочных местных выборах, и еще, вероятно, лелеют планы провести их по обновленными нормами закона о люстрации, возникает действительно уже не призрачное ощущение попытки узурпации власти.
Однородная Верховная рада?
Обнародованные данные последних трех социологических опросов, проведенных различными социологическими компаниями накануне досрочных парламентских выборов, в унисон говорят, что поддержка партии «Слуга народа» находится на самых высоких отметках, дотянуться до которых конкурентам в последнюю неделю предвыборной борьбы будет крайне трудно.
Так, согласно опросам респондентов, поддержка партии «Слуга народа» составляет от 42 до 50%, что в сумме может составить от 130 до 145 мандатов в парламенте только по пропорциональной составляющей. Это означает, что имея в запасе еще 80-90 мажоритарщиков, «Слуга народа» может единолично сформировать коалицию, а значит, и правительство.
Сам этот факт является как большим риском для демократии, так и шансом сконцентрировать всю ответственность за изменения в стране в одном центре принятия решений. А вот каким будет качество этих решений и поддержат ли их украинцы в конечном итоге – пока вопрос без ответа.
Остальные политические силы, которые, согласно результатам соцопросов, попадают в Верховную раду по партийным спискам, могут рассчитывать на 20-40 депутатских мандатов в зависимости от конечных рейтингов поддержки граждан, которые мы узнаем только после объявления результатов выборов. Однозначно попадают в парламент «Оппозиционная платформа – За життя», «Европейская солидарность», с большой вероятностью – «Голос» и «Батькивщина». На грани прохождения партия «Сила и честь», остальные политические силы, скорее всего, будут пытаться преодолеть избирательный барьер, однако сделать это будет непросто.
Если партии «Слуга народа» не будет хватать собственных мощностей для формирования одноосубьектного парламентского большинства, ей придется искать партнеров среди политических сил, которые попадут в парламент. С одной стороны, подобная тенденция может свидетельствовать о попытке продемонстрировать «фасадную демократию», мол, если в коалиции есть уже 2 политические силы, значит, теоретически, существуют и два центра влияния на принятие решений.
С другой стороны, если какая-то из партий присоединится к большинству на основе «Слуги народа», то может взамен получить беспрецедентную «золотую акцию» на формирование Кабмина и влияние на принятие решений в коалиции. Какая из партий сможет выстроить такое поведение с гораздо более влиятельным партнером, предположений немного. Теоретически, в свою игру могли бы сыграть «Голос» и «Батькивщина», по крайней мере подобные сигналы звучали как со стороны этих политических сил, так со стороны «Слуги народа».
Попытки узурпации
В период становления новой украинской государственности было не так уж много попыток узурпации власти. Более-менее концентрированной власть была во времена второго срока президентства Леонида Кучмы, когда основным центром принятия решений стала Администрация президента.
Но даже в те годы ощущалось сопротивление альтернативных элит – как в самом парламенте, так и за его пределами. Все эти процессы в конечном итоге привели к масштабному проявления гражданского неповиновения в 2004 году.
Разделить страну на двоих в 2009 году попытались лидеры двух крупнейших на то время фракций – «Батькивщины» и Партии регионов. Так называемая широкая коалиция в парламенте с участием этих двух фракций должна была создать плацдарм для кардинальных изменений Конституции и перераспределения полномочий. Одним из элементов таких изменений была идея об избрании президента в парламенте.
Наконец, наиболее удачно с точки зрения комплексности в подходах сумел сконцентрировать власть в своих руках экс-президент Виктор Янукович. Его команда не только мастерски и в короткий период изменила Конституцию, отменив решение Конституционного суда, но и смогла втиснуться в финансовые потоки и сформировать свой олигархический клан – так называемую «семью». Впрочем, слишком сильной концентрации власти в своих руках Януковичу не простили его бывшие соратники – влиятельные игроки из других финансово-промышленных групп и олигархических кругов Партии регионов. И именно с этого внутреннего противостояния запустились процессы, которые в конечном итоге привели к событиям Революции Достоинства.
На данном этапе риски узурпации власти пока имеют одно существенное отличие от предыдущих попыток – они базируются на колоссальной электоральной поддержке граждан. А это значит, что большинство украинцев готовы рискнуть частью своих свобод для того, чтобы сформировать единый центр принятия решений и ответственности. Как этим фактором воспользуются политики – для узурпации и обогащения или для проведения необходимых преобразований в государстве – увидим уже в ближайшие полгода-год.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»