После объявления результатов рейтинга Владимира Зеленского на президентских выборах в Украине существенно выросли ожидания возможных положительных изменений. По данным социологических опросов, еще в начале марта 35% украинцев мечтали о существенных изменениях, тогда как в мае показатели достигли 58%. Удастся ли президенту поддерживать такой уровень ожиданий, покажет время.
Такое мнение в своем блоге выразила политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC) Екатерина Одарченко, передает «Слово и Дело».
Почему украинцы теряют доверие к власти?
Одарченко отметила, что в мае 2014 года 58% избирателей считали, что досрочные выборы способны улучшить ситуацию в стране. Украинцы стремились к действенным реформам. Около 52% готовы были терпеть определенные экономические трудности, тем самым открыв значительную кредитную линию доверия новому главнокомандующему, имя которого не было секретом еще до начала первого тура.
«Именно в это время, кроме желания экономического развития и стабильности, украинцы начали надеяться на нового лидера как на инструмент преодоления раскола между Западом и Востоком. Причины формирования таких мыслей достаточно просты – аннексия Крыма, начало оккупации первых городов Донбасса и сепаратизм», – подчеркнула она.
По ее словам, революция 2014 года нашла историческое воплощение в Оранжевой революции 2005 года – те же надежды на новую власть, которая якобы прошла бок о бок все ужасы Майдана. По социологическим опросам 2005 года, 67% избирателей верили, что Виктору Ющенко было под силу вытащить страну из кризиса.
Выборы 2010 года показали, что украинцы возмущены отсутствием изменений и имеют повышенное внимание к вопросу противодействия коррупции, напомнила эксперт.
«Все это привело к формированию негативного образа власти (около 80% были недовольны политикой Ющенко) и выражению доверия будущий новой власти во главе с Януковичем», – уточнила она.
Почему оптимистично настроенный украинский избиратель, который согласен ждать изменений, теряет доверие к власти?
Реформы требуют скорейшей имплементации
«Новосформированная власть как можно скорее проводит ряд изменений или вообще их не внедряет. После выборов высокий уровень доверия избирателя дает ей карт-бланш навстречу кардинальным долгожданным изменениям. В случае потери электоратом доверия реформировать действующую систему намного сложнее», – пояснила Одарченко.
У новоизбранного президента есть около ста дней, чтобы повлиять на взгляды избирателя. В течение этих нескольких медовых месяцев становятся очевидными тенденции деятельности власти – либо новоизбранный главнокомандующий воплощает предвыборные обещания в жизнь и, как следствие, увеличивает свою армию последователей, либо проваливается и теряет необходимое доверие и поддержку, добавила она.
Политтехнолог напомнила, что победу Петру Порошенко в первом туре гарантировали 54% голосов. Уровень доверия к гаранту на момент избрания составлял 64%.
«Население ожидало осуществления предвыборных обещаний – решения вопроса Донбасса, проведения экономических реформ и обеспечения социальной защиты населения», – отметила она.
После окончания трехмесячного срока Порошенко недосчитался 13% доверия. С тех пор началось стремительное падение – 22% по состоянию на декабрь 2015 года. Ближе к началу новой кампании в августе 2018 года уровень доверия составлял 13%.
«Не стал исключением и результат Виктора Ющенко. Оранжевый гарант получил 60% доверия – избиратели верили в правильное направление движения страны», – подчеркнула Одарченко.
Однако, по ее словам, следующие несколько кварталов стали катастрофой – потеря почти половины поддержки избирателей объяснялась задержкой с обещанными реформами, рядом коррупционных скандалов и открытыми альянсами с представителями предыдущей власти. Как результат – рекордный баланс недоверия в минус 57% и пятипроцентный рейтинг накануне президентских выборов 2010 года.
«Та же история с президентством Януковича. Его поддерживали 49% избирателей. К концу года он потерял 13%, а перед началом Революции Достоинства рейтинг Януковича составлял 20%», – акцентировала она.
У украинского избирателя пессимистический настрой. С одной стороны, население всегда дает шанс новому главнокомандующему на воплощение обещаний и проведения реформ, с другой – на протяжении существования независимой Украины народные избранники пренебрегли своим шансом, подчеркнула специалист.
Попытки изменить действующую систему терпели неудачу, что влекло за собой такие последствия, как потеря доверия и сложение властных полномочий, добавила она.
«Безусловно, это должен иметь в виду новоизбранный президент Владимир Зеленский, учитывая, что в 2019 году экономические вопросы вытеснила внешняя угроза государственности – война и внутренняя коррупция», – резюмировала Екатерина Одарченко.
Ранее «Слово и Дело» писало, как три последних президента Украины проводили первые и последние дни в должности: какие указы подписывали, какие законопроекты вносили, кого назначали.
Также предлагаем посмотреть, как шестой президент работал в свой первый месяц каденции: сколько новых обещаний дал, сколько обещаний выполнил, а сколько – провалил.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»