Сможет ли КСУ полностью отменить люстрацию и причастен ли к этому юрист Коломойского?

Читати українською
Николай Хавронюкэксперт по вопросам коррупции

Закон принимали по соответствующей процедуре, и действительно было много его противников. Они ставили палки в колеса, но несмотря на это, документ был принят и довольно активно начал действовать.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил доктор юридических наук, директор научного развития Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.

«Лица, которых не удовлетворяли нормы закона, имели предусмотренное законом право обратиться в суды, и некоторые этим правом воспользовались. Многие вернулись на свои должности согласно решению судов. Это касается случаев, которые позволяли суду применить закон так или иначе, грубо говоря. В случаях, когда закон говорил четко, без диспозитивности, никаких нюансов не было. Например, указано, что лица, которые находились на определенных должностях во времена Януковича, не могут занимать должности в органах. Предоставлялся перечень этих должностей», – отметил Хавронюк.

По его словам, с такими положениями спорить было довольно трудно, поскольку закон все четко определял. Кроме того, закон находился на рассмотрении в Венецианской комиссии, которая также его изучала и дала рекомендации, однако их ВР как раз не использовала.

Невыполненные обещания кандидатов: Порошенко не смог провести полноценную люстрациюПетр Порошенко в 2014 году пообещал люстрацию чиновников, но за время его президентства полноценного очищения власти не произошло.

Все эти годы смотрели в сторону Конституционного суда. Именно КСУ должен был поставить точку, однако избегал этого. Есть подозрение, что из-за того, что была заинтересованность некоторых судей КСУ, так как на них продолжают влиять разные люди, добавил он.

«Это и политическое влияние, м финансовое. Как следствие, КСУ ведет себя так, что однозначно не вызывает доверия в обществе. Поэтому уже не только активисты протестуют перед судом, но и появляются предложения вообще его ликвидировать, а функции передать Верховному суду», – уточнил эксперт.

По его убеждению, это говорит о том, что КСУ слишком политизирован. Если он отменит закон о люстрации, это, безусловно, в очередной раз подорвет доверие к суду.

На самом деле, у КСУ есть много различных средств, чтобы не просто отменить что-либо, как это сделали со статьей о незаконном обогащении, подчеркнул он.

«У КСУ есть возможность дать определенный срок ВР или другому государственному органу для того, чтобы тот внес изменения в законодательство или произвел какие-то другие действия. Однако, к сожалению, КСУ не часто пользуется такими полномочиями», – пояснил Хавронюк.

Вернутся ли на должности люди, которые были уволены по закону о люстрации, в случае, если КСУ признает закон неконституционным, пока сложно сказать. Однако полностью закон КСУ никак не сможет признать неконституционным, в лучшем случае, отдельные положения, отметил он.

«Возможно, КСУ сделает это относительно некоторых положений. При этом, скорее всего, это не будут принципиальные положения закона», – предположил специалист.

Что касается КСУ и того, что советник-юрист в штабе кандидата Зеленского Андрей Богдан попадает под ограничения люстрационного закона и не может работать на государственной службе, то вряд ли он вмешивался в ситуацию.

«Можно, конечно, предположить, но вероятность мизерная. Где логика? Гораздо проще внести изменения в сам закон. Тем более изменения может внести какое-то доверенное лицо, как это делалось при президентстве Порошенко. И часто это были даже не представители БПП. Каким-то чудом предложенные изменения поддерживали и быстро принимали, когда это было нужно президенту. И сейчас также. Богдану легче пойти по такому сценарию и попросить о поддержке этих изменений, чем идти в КСУ, привлекать внимание и просить, чтобы там признали весь закон неконституционным», – резюмировал Николай Хавронюк.

Как сообщалось ранее, Конституционный суд Украины снова принял решение отложить рассмотрение конституционности закона о люстрации. Следующая дата рассмотрения неизвестна.

Напомним, закон Украины «Об очищении власти» вступил в силу 16 октября 2014 года, и с тех пор его постоянно критикуют. Почему – читайте по ссылке.

Также, как выяснили аналитики портала, Порошенко не смог провести полноценную люстрацию, как обещал в своей предвыборной программе, когда баллотировался на пост главы государства в 2014 году.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: