Плацебо популизма: что будет с экономикой после президентских выборов

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Каждый кандидат в президенты пытается создать собственную «предвыборную реальность», в которую верит сам и в которую убеждает поверить как можно большее количество избирателей. Впрочем, как правило, кроме популизма и крайне фантастических обещаний, в программах политиков очень мало здравого смысла.

Ни один из кандидатов не обещает «пота и слез» для восстановления экономики на этапе предвыборной кампании. Напротив, в последние месяцы и недели политики пытаются получить как можно большую приверженность избирателей благодаря обещаниям, которые крайне трудно выполнить. Особенно, если вспомнить, что президент ни формально, ни фактически не является главой исполнительной власти и не может отвечать за выполнение экономических показателей.

Например, один из кандидатов уже много месяцев во время своей кампании обещает снизить тарифы на газ в 2 раза, другой – пообещал увеличить зарплату учителям до 4 тысяч долларов в месяц. Кроме того, звучали обещания предоставления жилья и увеличения зарплат для военнослужащих, повышение социальных стандартов, пенсий, выплат на ребенка. Имеют ли такие обещания что-то общее с реальной ситуацией в экономике, мыслящему избирателю понять не трудно. Но давайте попробуем проанализировать, что же происходит с основными экономическими показателями, и спрогнозируем ближайшие экономические перспективы, с которыми придется иметь дело уже новоизбранному президенту.

Основные показатели

Несмотря на серьезные политические баталии, следует отдать должное – правительство полностью контролирует ситуацию в экономике и пока каких-то незапланированных «сбоев» не ожидается. Хотя экономика Украины, по данным Всемирного банка, несколько затормозила – в этом году рост ВВП ожидается на уровне 2,8%.

Эволюция обещаний: как менялись программы кандидатов, баллотирующихся второй разУ Порошенко в 2014 году больше всего обещаний было в сфере госуправления, а Тимошенко волновала экономика. Сейчас у некоторых кандидатов приоритеты сместились. Есть и такие, которые ничего не обещают по внешней политике.

При этом ВВП на душу населения составляет всего 2639 долларов, что остается самым низким показателем среди европейских стран и в целом не впечатляющим среди стран мира.

На самом деле, чтобы выйти из затяжного пике и набрать уверенные темпы развития экономики, ВВП Украины должен расти хотя бы на 6-7% ежегодно в течение 5-7 лет. Нынешние темпы свидетельствуют о слабых результатах реформ и особом сопротивлении системы последние 5 лет.

При этом следует учитывать, что и показатели ВВП, и курса гривны, и инфляции пока остаются в тех пределах, которые были заложены в нынешний государственный бюджет. То есть выборы, несмотря на популизм и побуждение к завышенным ожиданиям избирателей, ни паники, ни каких-то других деструктивных воздействий на экономическую ситуацию пока не оказали.

Тарифы

Особых сюрпризов ждать не приходится – тарифы, согласно правительственным планам и подписанному меморандуму с МВФ, будут постепенно расти. Ни старый, ни новый президент на эти решения повлиять не могут. А вот правительство и парламент – вполне.

Таким образом, ожидать уменьшения тарифов в 2, 3, 5, 10 раз не стоит. Подобные обещания – пилюля популизма, рассчитанная на самые бедные слои населения. Зато плановое повышение тарифов на тепло с 1 января – уже реальность. И этот фактор приведет к удорожанию отопления и горячей воды.

Украинцев ожидают изменения и в тарифах на электроэнергию, но, как обещают в НКРЭКУ, только с июля этого года. Кроме того, с начала года услуги потребителям будут предоставлять две отдельные компании – оператор распределительных систем и поставщик. Поэтому потребителям нужно переподписать договора.

Курс гривны

Гривна за последние 2 месяца отвоевывала позиции у валюты и постепенно укреплялась. Эксперты считают, что это вполне закономерный процесс, и он носит сезонный характер. Впрочем, стоит помнить, что в госбюджете на 2019 год среднегодовой курс нацвалюты заложен на уровне 29,4 грн/долл.

Снижение цен на газ: пойдет ли на это МВФНафтогаз в апреле предлагает бытовым потребителям газ по цене на 2 процента ниже установленной Кабмином – по 8,38 грн за куб. м.

Кто бы ни стал президентом, он вряд ли сможет как-то существенно повлиять на стабильность национальной валюты. Скорее всего, гривна при сохранении нынешних экономических тенденций будет постепенно девальвировать во втором полугодии, но вряд ли выйдет за пределы предусмотренных в госбюджете средних значений.

Один из факторов, которые могут существенно повлиять на курс гривны, – рекордные выплаты по внешним кредитам. Около 40% всего бюджета-2019 пойдет на частичное погашение «тела» и процентов по внешним заимствованиям.

Политика Нацбанка

Нацбанк реализовывает очень осторожную политику. За последние полгода регулятор постепенно выкупал валюту и сглаживал «перекосы» на межбанке, достигнув хороших результатов в накоплении валютных резервов. В январе этого года они достигли 20,8 миллиарда долларов – максимума за последние 5 лет, последний раз такой уровень резервов был зафиксирован еще в октябре 2013 года.

Глава Нацбанка, согласно законодательству, назначается парламентом по представлению президента сроком на 7 лет. В марте 2018-го новым главой НБУ стал Яков Смолий. Очевидно, новый президент, если им не станет Петр Порошенко, может торпедировать кадровый вопрос по смене главы НБУ. Однако сделать это без большинства в парламенте будет трудно. И нужно обосновать такое решение, ведь по законодательству глава Нацбанка является вполне самостоятельной фигурой и формально лишен каких-либо воздействий.

Поэтому ожидать резких движений по смене руководства НБУ не приходится. Впрочем, это и к лучшему, ведь сейчас, хотя банковский сектор находится на жесткой финансовой «диете», регулятор вполне справляется с вызовами. До окончания парламентских выборов НБУ будет оставаться неким «островком стабильности» для отечественной финансовой системы. Резкие движения в этом году скорее навредят гривны, чем дадут толчок для развития банковского сектора.

Договоренности с МВФ

Правительство подписало новую программу помощи от МВФ в конце декабря прошлого года. Программа помощи будет действовать 14 месяцев и предусматривает выделение 3,9 миллиарда долларов. Тогда же Украина получила первый транш в размере 1,4 миллиарда долларов.

Украина в рейтингах: дороги стали лучше, а интернет работает медленнейУкраина улучшила свои позиции в нескольких рейтингах по качеству инфраструктуры и впервые вошла в рейтинг самых мощных наций мира.

Первый пересмотр программы с последующим решением о предоставлении второго транша состоится уже в середине мая. Во второй раз МВФ пересмотрит выполнение программы уже в ноябре этого года. В случае успеха Фонд будет выделять по 1,3 миллиарда каждый раз.

Впрочем, уже сейчас понятно, что убедить МВФ предоставить очередной транш кредита будет непросто. Ведь именно в предвыборные месяцы и так небыстрые антикоррупционные реформы начали тормозить еще больше – одним из существенных ударов по ним стало решение Конституционного суда о признании неконституционной статью 368-2 Уголовного кодекса о незаконном обогащении.

Поэтому даже если Антикоррупционный суд таки будет запущен в конце апреля, считать его выполненным «структурным маяком» в сотрудничестве с МВФ можно будет с очень большой натяжкой. Соблюдение договоренностей с Фондом критически важно для украинской экономики в сложный избирательный 2019 год. Наибольшая нагрузка с сохранением договоренностей и выполнения условий программы ложиться именно на правительство. Впрочем, от фамилии президента зависит, в каком направлении и с какой интенсивностью будут продолжаться дальнейшие антикоррупционные реформы.

Иностранные инвестиции

Задержки с выплатой очередных траншей МВФ дадут неутешительные сигналы для иностранных инвесторов. В общем, они и так не очень проявляют инициативу в сторону украинской экономики.

И ситуация после президентских выборов вряд ли изменится к лучшему. Возможно, ожидать притока иностранных инвестиций стоит только после переизбрания нового парламента, и то лишь в случае, если удастся быстро создать мощную коалицию, изменить главы Кабмина и в очередной раз взяться за структурные изменения в экономике.

Такой сценарий возможен, в лучшем случае, только в начале 2020 года. А пока главными инвесторами, которые дают приток валюты в страну, остаются украинские работники. Например, в прошлом году они перечислили более 12 миллиардов долларов, которые так или иначе попали в украинскую экономику. В этом году в НБУ прогнозируют, что сумма будет как минимум не меньше.

Цены на экспортную продукцию

Цены на основную экспортируемую Украиной продукцию – зерновые и другие продукты сельского хозяйства, а также металл – остаются на достаточно высоком уровне. Так, украинский рынок пшеницы находится на ценовых максимумах с самого начала текущего сельскохозяйственного сезона. Это пока позволяет сохранять стабильное поступление валютной выручки, а значит, удерживает гривну от девальвации.

Впрочем, такая ситуация может продержаться недолго – многое будет зависеть от цен на мировых рынках. Если учитывать общее снижение мирового ВВП, торговую войну между США и Китаем, что уже отражается на уменьшении темпов роста его экономики, спрос на металл постепенно будет спадать. Цены на сельскохозяйственную продукцию также могут несколько откорректироваться до конца года.

Общеизвестно, что украинская экономика до сих пор остается очень слабой именно из-за своей экспортоориентированности и зависимости от сырьевых рынков. Никаких быстрых изменений ожидать не стоит и после президентских выборов. Ведь для переориентации на выпуск высокотехнологичной продукции нужны время и ресурсы, которые мы постепенно теряем вот уже 28-й год подряд.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: