Мирный план представляется как новое соглашение, отменяющее Минские договореннсти, но это не соответствует действительности.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко, оценивая предложенный мирный план ОБСЕ для Донбасса.
«Частично те условия, которые предлагает ОБСЕ, для Украины являются приемлемыми. К примеру, Украина предлагает ввести на Донбассе миротворческую миссию с как можно более широким мандатом и привлечением представителей ОБСЕ, возможно, ЕС, в том числе со спецпредставителем и временной администрацией, для управления этими территориями», – отметил Мусиенко.
В принципе, то же самое предлагает Мартин Сайдик. В этой части условия приемлемы, потому что они совпадают с украинской позицией, добавил он.
Однако что касается того, как это может быть выполнено, и того, что нужно заключить какой-то новый договор или соглашение, которое будет ратифицировано парламентами Украины и РФ, то это сомнительно, подчеркнул эксперт.
«Даже если допустить, что ВРУ пойдет на ратификацию такого возможного соглашения, то Россия на это не пойдет. РФ не признает себя стороной конфликта. Они себя позиционируют как гаранта выполнения Минских договоренностей. Следовательно, есть большие сомнения, что Россия захочет это ратифицировать, предоставляя документу статус международного соглашения, которое она будет обязана выполнять», – пояснил он.
По его словам, это лишает Кремль определенных шагов для маневра, поэтому такая ратификация вряд ли произойдет. Кроме того, то, что мирный план представляется как новое соглашение, отменяющее Минские договоренности, не соответствует действительности.
«Сайдик говорит о том, что это новый план, новые соглашения, которые являются инструментом выполнения Минских договоренностей. Они не отрицают друг друга. Просто, понимая, что Минские договоренности уже слишком долго на паузе и нужно что-то делать, предлагаются различные варианты», – уточнил Мусиенко.
Однако Сайдик и другие не говорят о том, что нужно будет со временем провести выборы на Донбассе, а это необходимо. Да, при участии наблюдения ООН, ОБСЕ, ЕС и с миротворческой миссией после разоружения всех регулярных и нерегулярных воинских формирований РФ, но это должно произойти, акцентировал он.
«Или, например, они же продолжают говорить об изменениях в законодательство, в частности Конституции, о предоставлении особого статуса, говорят об амнистии боевиков. То есть о том, что предусмотрено Минскими договоренностями. Соответственно, это является определенным инструментом для того, чтобы найти выход и выйти на какую-то точку для выполнения Минских договоренностей», – отметил специалист.
По его мнению, то, что Сайдик, дипломат с огромным опытом, вообще начал уже прямо озвучивать такие вещи, свидетельствует о том, что он уже разочарован и не верит в выполнение Минских соглашений в том виде, в котором они есть.
«Тем более, учитывая его опыт в переговорах в Минских группах с 2015 года, он знает, о чем говорит. Поэтому, вероятно, есть понимание, что пора что-то менять. Предложили такой план. Он хотя бы дает понимание, что мы по крайней мере не будем стоять на месте», – резюмировал Александр Мусиенко.
Добавим, по словам заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгия Туки, план Донбасса от ОБСЕ приемлем, однако оставляет слишком много вопросов.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»