Уступки ради денег МВФ: возможно ли избежать повышения цен на газ

Читати українською
Василий Юрчишин

Это политика латания дыр за счет бизнеса и населения, а инструментом для этого служит постоянное повышение цен, тарифов и перекладывание ответственности и убытков с одних компаний на другие. К примеру, ситуация с «Киевэнерго» и «Теплоэнерго».

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, оценивая заявление премьер-мигистра Владимира Гройсмана о том, что повышение цен на газ – вынужденный шаг, который поможет избежать дефолта.

«К сожалению, такой образ мышления – ограничить возможности населения, за счет чего залатать все дыры, – никакого успеха иметь не будет. Даже если мы сейчас пойдем на радикальные шаги, в частности повышение тарифов, это приведет лишь к тому, что через 2-3 месяца нам торжественно объявят о повышении минималки, которая якобы решит все проблемы», – отметил Юрчишин.

Однако на практике, в лучшем случае, повышения также закроют тот разрыв, который образовался, уточнил он.

«К сожалению, мы находимся в этом цикле, и маловероятно, что нынешнее правительство решит проблемы по-другому. У нас ни разу речь не шла о возможных снижениях, наказании виновных за нарушение антимонопольного законодательства, поиске других источников и задействовании мер реальной защиты населения», – добавил эксперт.

Нужно понимать, что МВФ выполняет техническую миссию. Одна из их задач – обеспечить возвратность ресурсов, а для этого нужно, чтобы экономика минимально работала, подчеркнул Юрчишин.

Сотрудничество с МВФ: сколько средств Украина получила за время независимостиУкраина начала сотрудничать с МВФ в 1994 году. Больше всего средств было получено в 2008-2013 годах.

«Но 2-3% роста экономики, которые мы имеем последние два-три года, недостаточно для этого, учитывая, что обвал в 2014-2015 годах был около 17%»_, – констатировал он.

Именно поэтому у нас такое вялотекущее состояние, когда приходиться спорить, достигли мы дна или еще нет, акцентировал экономист.

По его словам, в данный момент нет возможности выйти из этого в рамках того, что делается.

Он напомнил, что в 2017 году планировали получить около 17 миллиардов от приватизации, а получили около 3 миллиардов, причем от аренды госимущества. В этом году планируют получить 22 миллиарда, но вряд ли получим хотя бы 10%.

«Значит, ресурсов на погашение дефицита и возможные соцвыплаты снова нет, и их нужно искать. Поэтому дело не в МВФ, не в том, примем ли мы их условия, выполним ли их. Разницы никакой практически. В лучшем случае, если примем – получим транш, причем один, поскольку перед выборами МВФ ограничивает финансирование», – пояснил эксперт.

Те самые 1,5 миллиарда долларов, которые мы получим от МВФ, если бы была какая-то экономическая динамика, можно было получить из других источников, отметил он.

«К примеру, если бы депозиты начали возвращаться или начал бы работать кредитный рынок. МВФ – только повод, который дает возможность правительству кивать на некие внешние факторы», – добавил специалист.

«Но почему-то правительство не берет ответственность на себя, не готово исправлять ошибки. Та же ситуация с НБУ, который уперся в инфляционное таргетирование. Хотя то, что проводится, далекого от этого. НБУ просто играет с процентной ставкой и пытается этим якобы ограничить инфляцию. Но реально ограничивающая монетарная политика является тормозом для экономики», – резюмировал Василий Юрчишин.

Напомним, 26 января 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что задачи МВФ для получения очередного транша будут выполнены.

Ранее аналитики портала выяснили, сколько средств Украина получила от МВФ за время независимости.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: