Решение должно быть принято еще раньше, но хорошо, что хотя бы под конец за это взялись. Если учесть все материальные ценности на территории Крыма, то сумма, пожалуй, выльется в триллионы долларов.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор Института внешней политики, конфликтолог-международник Григорий Перепелица, оценивая заявление президента о том, что Украина инициирует иск к России по возмещению убытков на Донбассе.
Эксперт отметил, что даже если Украина гипотетически выиграет международный суд в отношении РФ, то Россия не заплатит ни копейки.
«Ничего в РФ платить не собираются. Даже за те убытки, которые мы несем сейчас от того, что Крымский мост перекрыл морское сообщение судов с нашими портами», – подчеркнул Перепелица.
По его словам, если РФ пойдет на какие-то выплаты, это будет означать для Кремля признание оккупации Крыма и войны на Донбассе.
«Оккупацию Крыма РФ не признает. Они говорят, что это добровольное присоединение в результате референдума. На Донбассе то же самое, «их там нет», а конфликт – внутренний, а не межгосударственный, в трактовке России», – пояснил эксперт.
Он уточнил, что Украина сама не приняла своевременно соответствующих решений и только сейчас в законе о деоккупации мы стараемся отмотать время назад и признать Россию агрессором.
Однако четыре года Украина не признавала РФ агрессором официально, а если Россия не агрессор, то какие могут быть претензии, добавил специалист.
«Хорошо, что власть хотя бы сейчас осознала, что вредит таким гибридным миром. Потому что не признавая состояния войны с РФ различной аббревиатурой, не признавая террористических организаций, мы закрепили то, что на Донбассе внутренний конфликт. Если это внутренний конфликт, то РФ не обязана платить», – акцентировал он.
Сейчас, осознавая тупик, в том числе и по Минским соглашениям, власть хочет отмотать время назад, отметил эксперт.
«Это решение верное. Но перспективы выбить из РФ средства туманны. Пример тому – суд в Стокгольме. Мы как бы и выиграли у «Газпрома», а что дальше? Россия не намерена ничего платить. Так же и по Донбассу», – напомнил Перепелица.
Единственный вариант, когда РФ может заплатить, – это под принуждением и в случае проигрыша войны на Донбассе, добавил он.
«Но где та сторона, которая победит Россию? Вот в этом вопрос. Такие вещи можно было сделать, например, с фашистской Германией, когда она капитулировала. Поэтому можно выбить средства из РФ, но только в той ситуации, когда Москва капитулирует», – пояснил эксперт.
По его словам, аналогичная ситуация с Гаагским трибуналом. Для того, чтобы Путин попал под Гаагский трибунал, нужно доказать, что он является военным преступником.
«Мы снова упираемся в то же самое. Военные преступления совершают во время войны. Могут еще во время переворота. У нас не та ситуация. По крайней мере пока. Как доказать, что Путин военный преступник, когда нет войны? Юридически мы тогда не признали войну. Поэтому Путина нельзя сослать в Гаагский трибунал», – резюмировал Григорий Перепелица.
Как известно, по данным Atlantic Council, убытки Украины от российской агрессии оценили в 100 миллиардов долларов.
Напомним, министр юстиции Украины Павел Петренко 14 мая 2014 года пообещал создать в министерстве подразделение, которое непосредственно будет заниматься возмещением ущерба, причиненного незаконной российской аннексией Крыма, и возвратом средств, полученных преступным путем.
Эксклюзивное интервью министра юстиции «Слову и Делу» – по ссылке.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»